Саморегуляция- важн. аспект. пед. деят.ти. Частые отрицат. окрашен. сост. пед. снижают эффективность обуч. и воспит., повышают конфликтность во взаимоотнош. с классом и с коллегами, способств. возникн. и закрепл. в стр-ре характера и проф.качествах негативных черт, разрушают здоровье. Крик на уроке, стук по столу, жалобы на детей, - проявление беспомощн.учит., неумения владеть собой и незнания приемов саморегуляции.
3 группы планируемых учит. Психич. состояний: 1. Сост., способные вызвать познават. активность школьн. на ур. (акцент на активиз. положит. мотивацион., эмоцион-х и интеллект-х сост. школьн.). Это достиг-ся через собствен. заинтересов., азарт, увлечен. темой, подъем, что через псих. механизмы общения способств. повыш.заинтересов.учеников. 2. Псих. сост., обеспечив. хорошее излож.е материа. Они выр-ся в эмоцион. приподнятости, творч. подъеме, энтузиазме и соответств. повед. 3. Собств.оптим. раб. сост-я. Они планируются и основаны на личном представл. и опыте об оптим-ых сост-ях в пед.деят-ти. Это может быть спокойствие, уверен., терпение и др.
|
|
Гр. ситуаций,требующ. саморегул.. Сит., возник. в ходе урока (при объясн. трудном для усвоения матер., разрыве между объяснен. и поним., глупых вопросах, отказах и т.п.); сит., возник. из взаимоотнош. с учащим. на уроке (при непредвид. конфликт. сит-х, при несовпадении планир-ого психич. сост. и сост. класса, плохом повед.учащихся, грубости и бестактности и др.) 4 типа динамики сост. учит.:
1. в нач. ур. – тревога, волнение; в серед. – спокойствие, уравновеш.; в конце – в зависим. от успешности –удовлетворен., радость или неудовлетворен., досада. Для регул. сост.эффективны использов. приемов логики, размышл., самоубежд., поиск.активность. 2. спокойств. и уравновеш. в теч. всего урока, незначит. колеб.вокруг условно среднего раб. уровня 3. высокая интенсивность положит. окрашен. сост. (творч. подъем, активация, радость) в начале урока и постеп. сниж. интенсивн. к концу до актуализации отриц. окрашен.сост.. Способы саморегул. (переключ. вним., расслабл., поиск. активность, самовнуш., рационализ.). 4. от уравновеш.в нач. урока – к резким колеб. от высокой интенсивн. положит.сост. до высокой интенсивн. отрицат-х. и обратно. Эффективно в саморегул. использ. спос. переключ. – отключ., самоконтроля, аутогенной тренировки, самоприказов,самоотвлеч., расслабл. мышц, а также самоубежд., самовнуш.
План анализа урока по музыкальным дисциплинам
ТЕМА И ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Тип, структура и этапы урока; организация действия учеников на всех этапах. Рационально ли использовалось время занятия?
2. Содержание урока и его образовательные свойства. Научность, доступность. Соотношение фактов обобщения, теории и практики.
|
|
3. Методические свойства использ на уроке: -методы и приемы поддержки внимания, активизации работы учеников; приемы развития творческого мышления; - технические средства и средства наглядности, элементы индивидуализации обучения, коллективной учебной деятельности, соединение работы учеников с учителем и самостоят работы.
4. Ученики на уроке: степень активности, проявление интереса,поведение на уроке, удовлетворенность уроком; приемы предотвращение усталости и поддержка работаспособности учеников.
5. Выводы урока: в какой степени достигнуты его научная, развивающая и воспитательная задачи.
6. Характеристика педагога и его деятельность как организатора урока, его роль в оброзовательном процессе; общая культура и культ речи, поведение, отношение к ученикам.
7. Общая оценка урока, выводы, предложения и пожелания по улучшению урока.