Пути формирования педагогического мастерства педагога-музыкантата (ПМ)

Мастерство -комплекс св-в личности, обеспечиваюших высокий уровень организации проф. муз. деят-ти, самоорганизующаяся система в стр-ре личности педагога. Пед.мастерство - комплекс св-в личности, таких как гуманистическая направленность деят-ти преподавателя (позволяет целесообразно в соответствии с требованиями времени выстраивать педпроцесс), профессионализм преподавателя (фундамент различных признаков педмастерства), педагогические способности (обеспечивают скорость соверш. маст-ва преподавателя), педагогич.техника (чтобы осуществлялась целостность, связность и результативность пед.деят-ти). Гуманистическая направленность включает в себя идеалы, интересы, ценностн. ориентации педагога-музыканта. Ценностные ориентации педагога могут быть направлены на себя (самоутверждение в глазах учеников и коллег по работе), на пед.процесс (педагог заботится о ср-вах, методах и содержании образования, цель-овладение приёмами в работе с учениками), на учащихся (цель педаг. деят-ти -достучаться до каждого ученика), на цель педагог.деят-ти (всестороннее развитие личности уч-ка, это педагоги-гуманитсы). Гуманистическое направление педагога выражается в его активной позиции по всем вопросам воспитательного процесса.

5 уровней ПМ (Кузьмина Н.В):

1.Репродуктивный - педагог умеет пересказать другому то, что знает сам и так, как знает сам. 2 Адаптивный - педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело. 3.Локальномоделирующий знания - педагог не только умеет передавать и трансформировать информацию, но и моделирует систему знаний по отдельным вопросам. 4. Системномоделирующий знания - пед умеет моделировать систему деят-ти, формировать систему знаний по своему предмету. 5. Системномоделирующая деят-ть и поведение – педагог знает, какого специалиста, с какими знаниями, умениями, нравственными убеждениями, мировоззрением, общественной активностью нужно готовить в вузе и как, какими средствами.

3 периода формирования ПМ: подготовительный (обучение), период становления педагога(2-3 года), совершенствование ПМ.

Пути совершенств ПМ преподавателя: самост работа; учеба на курсах повышения квалификации; проведение преподавателями всех видов занятий; участие преподавателей в научно-исследовательской работе; хорошо организованная методическая работа в вузе и на кафедре; создание условий в вузе и на кафедре для совершенствования педагогического мастерства; обобщение и обсуждение практики работы методистов вуза; систематический контроль за степенью подготовленности преподавателя к педагогической деят-ти (- оценка уровня их педагогического мастерства).


45. Техника речи педагога-музыканта

Голос - важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу педагога предъявляется ряд требований: 1) Голос не должен вызывать неприятные ощущения у слушателей, а должен обладать благозвучностью. 2) Педагогу необходимо изменять характеристки своего голоса с учетом ситуации общения. 3) Педагог должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять, отдавать слушателю, говорить не для себя, а для ученика, голос должен облад полетностью. 4) Голос - основное орудие пед. воздействия, с его помощью педагог должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения. 5) Педагогу приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, его голос обязан быть достаточно выносливым.

Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса. Дикция - четкое и ясное произношение звуков речи. Хоровая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Работа над дикцией педагога заключ-ся в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хоровую дикцию (Скороговорки,упражнения для губ). Речь педагога наполнена эмоциями и интеллектуальным содержанием, кот назыв-ся выразительностью - явл-ся обязательным элементом. Это обусловливает специфичность устной речи, в которой - интонация, жесты, мимика.

Ф-ции речи:1) коммуникативная (отношений ученик-учитель); 2) презентация знаний; 3) организационная (организация учебно-практической деят-ти уч-ся); 4) психологическая (создание условий для психологической свободы уч-ся); 5) обеспечение продуктами деят-ти.

Особенности педагогической речевой деят-ти: 1) специально организованные учителем; 2) конечным результатом явл-ся достижение поставленной гуманитарной цели; 3) отбор языковых и речевых средств осуществляется в зависимости от целей и потребностей; 4) строится на воспроизведении поведения, реакции, состояния уч-ков, информации,которую получают уч-ки от уч-ля; 5) речь учителяля явл-ся предметом постоянного пед. анализа и совершенствования.

Показатели коммуникативных критериев: 1) соответствие нормам и правилам пед. этики; 2) импровизация учителя; 3) экспрессивность его звучащей речи; уровни экспрессивности: артистический, лексико-семантич (правильный выбор слов), синтаксич (использование восклицательных предложений, риторических вопросов), нормативная правильность речи.

Техника речи: Дыхание: 1)физиологическое, 2)речевое: верхнее, грудное, диафрагмальное и диафрагмально-реберное. Голос: особенности: сила, полетность, гибкость, подвижность, диапазон, тембр. Предупреждение причин нарушения голоса:после 3-4 час работы речевой аппарат нуждается в 1 часе отдыха. Дикция. Ритмика -темп и ритм. Интонация - пауза, темп и мелодия речи. Анализ речи педагога, часто использует выражение коммуникативное поведение - процесс говорения, организации речи и невербального поведения педагога, кот влияет на организацию эмоц-психологической атмосферы педагогического общения, на характер взаимоотношений между учителем и учениками, на стиль их деят-ти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: