Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Цель проекта: обеспечение планомерного, прогнозируемого перехода к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования.
Модели организации профильного обучения: внутришкольной профилизации, сетевой организации. Однопрофильное и многопрофильное общеобразовательное учреждение.
В рамках профильного обучения предполагается несколько моделей организации обучения:
- модель внутришкольной профилизации;
- модель сетевой организации: реальная и виртуальная (дистанционная);
- смешанная модель и другие модели.
При реализации модели внутришкольной профилизации школа предоставляет возможные ресурсно-обеспеченные и востребованные учащимися профили.
В модели сетевой организации профильное обучение учащихся конкретной школы проводится за счет привлечения образовательных ресурсов других образовательных учреждений, например, других школ, высших учебных заведений и т.д. В муниципальной образовательной сети можно осуществлять объединение нескольких образовательных учреждений вокруг наиболее сильного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, выполняющего роль «ресурсного центра». В этом случае каждая школа данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых предметов и ту часть профильного обучения, которую она способна реализовывать. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
В рамках профильного обучения возможна кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечение дополнительных ресурсов.
Возможны варианты организации профильного обучения, когда часть курсов реализуется в очной форме на базе школы или «ресурсного центра», а другая часть реализуется дистантно, по средством сетевого взаимодействия или в заочной форме.
Кроме того, у учащихся есть право не выбирать профиль, а остаться в обычном классе, и при этом посещать курсы по выбору.
Следует иметь в виду, что общеобразовательное учреждение может стать однопрофильным (реализовывать только один профиль) и многопрофильным (реализовывать несколько профилей обучения). Предполагается сохранение непрофильных (универсальных) старших классов и целых школ.