Классификация образовательных технологий

В современной педагогике существуют различные подходы к классификации педагогических технологий. При этом разными учеными на основе определенных признаков выделяются различные группы технологий. Так, В.А. Сластенин выделяет технологии конструирования и осуществления педагогического процесса и технологии педагогического общения и установления педагогических целесообразных взаимоотношений.

Наиболее полно классификация педагогических технологий представлена в работах Г.К. Селевко, который в качестве основы характеристики конкретных образовательных технологий использует систему различных критериев.

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогической технологии. По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какое-либо из них, считать его основным. По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам – ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СДП).

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированые, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

По типу организации и управления познавательной деятельностью. В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий):

1. Классическое лекционное обучение (управление – разомкнутое, рассеянное, ручное);

2. Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3. Система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4. Обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;

5. Система «Малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения;

6. Компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7. Система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;

8. «Программное» обучение (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий: а вторитарные технологии; дидактоцентрические технологии; личностно-ориентированные технологии.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

По способу, методу, средствам обучения выделяют: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются: 1) массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика; 2) технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов гимназического, лицейского, специального обучения и др.); 3) технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания, и т.п.); 4) различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика); 5) технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

Названия большого класса современных технологий определяются содержанием модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий педагогические технологии на основе:

- гуманизации и демократизации педагогических отношений;

- активизации и интенсификации деятельности учащихся;

- эффективности организации и управления процессом обучения;

- методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, Технология «Диалог культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

А также природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка; комплексные политехнологии: многие их действующих систем авторских школ (из наиболее известных «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).

Итак, все многообразие педагогических технологий может быть классифицировано по разным признакам. Деление технологий на группы и классы является относительно условным, поскольку каждая конкретная технология, представляя сложное и многомерное явление, может быть охарактеризована с разных точек зрения и с учетом различных критериев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: