double arrow

Технология модульного обучения


Цель технологии модульного обучения – создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса.

В качестве основных принципов, на которые опираются в ходе разработки технологии модульного обучения, П.А. Юцявичене называет следующие:

- принцип модульности (обучение строится по модулям);

- структуризации содержания обучения (деление материала на небольшие обособленные элементы);

- опоры на методы деятельности участников учебного процесса (формирование оперативных и действенных знаний);

- динамичности (свободное изменение содержания модуля);

- гибкости (приспособление содержания и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых);

- осознанной перспективы (понимание целей учения);

- паритетности (субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающегося);

- разносторонности методического консультирования;

- цельности (структуризация содержания обучения на обособ­ленные, логически завершенные элементы – модули и обеспечение полноты и логичности построения единиц учебного материала в виде модулей, совокупность которых раскрывает специфику учебной программы и содержание учебного курса).

Учебный модуль- это единица содержания, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью на уровне учебного плана или учеб­ной программы, определяющая логику организации процесса его освоения.

Учебный модуль раскрывает:

- содержание в рамках учебного курса;

- цели;

- ожидаемые результаты (знания, навыки, компетенции);

- технологическое «оснащение» и методическое обеспечение процесса его освоения;

- организационные формы и виды деятельности, необходимые для организации процесса его освоения;

- виды и формы контроля, специфику и критерии оценки результатов его освоения.

Модульная учебная программа - это система логически завершенных элементов содержания образования конкретной учебной дисциплины - учебных модулей.

Подготовка модулей включает в себя четыре этапа:

1. Анализ учебного материала с точки зрения методической целесообразности его представления в модульном варианте.

2. Постановка целей и определение планируемых результатов обучения, ориентированных на достижение этих целей, а также оценка возможностей реализации целей.

3. Разработка дидактического материала в виде модулей, проектирование деятельности педагога и соответствующих «шагов учения», отвечающих возможностям обучающихся.

4. Экспериментальная проверка созданной модульной программы с целью уточнения соответствия реальных достижений планируемым результатам и возможная коррекция содержания отдельных модулей.

Итак, модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций.

При организации работы по подготовке модульной программы дисциплины и организации занятий в рамках модульного обучения целесообразно руководствоваться следующими требованиями:

- понятная и короткая формулировка названия модуля;

- описание компетенции, формируемой в результате изучения модуля;

- выделение и обоснование уровней компетенции, соответствующих генезису ее развития;

- включение в состав модуля теста «на входе», позволяющего определить сформированность компетенции согласно выделенным уровням;

- определение способов актуализации личного опыта;

- определение способов обсуждения и анализа актуализированного опыта;

- определение и фиксация теоретических знаний, необходимых для развития компетенции, и обоснование формы, в которой они даются;

- определение способов «личного эксперимента» для применения и закрепле­ния нового опыта, практических задач;

- включение теста «на выходе» для проверки степени сформированности компетенции.

Применение технологии модульного обучения способствует ре­шению следующих задач:

- повышению самостоятельности студентов при освоении учеб­ной программы;

- приобретению и закреплению навыков самостоятельного принятия решений;

- закреплению навыков оформления собственных аналитических текстов, презентации материала;

- формированию навыков инициирования контактов и встреч в образовательной среде по учебным проблемам;

- сочетанию оценки и самооценки, контроля и самоконтроля учебных достижений.

Для успешной реализации такой технологии необходимо обеспе­чить вариативность содержания, выбор условий и темпа работы с этим содержанием, разнообразие форм взаимодействия участников учебного процесса, создать условия для проявления самостоятельности в принятии решений об уровне и направлении освоения учебных модулей.


Сейчас читают про: