Личность, её структура и проявления

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жиз­ни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к про­блеме человека как индивида, включённого в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении.

Личность - 1) человек как субъект социальных отношений и со­знательной деятельности; 2) определяемое включённостью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Человек, вышедший благодаря труду из животно­го мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную дея­тельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью - субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Человек на свет рождается уже потенциально человеком. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные пред­посылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Кон­фигурация тела новорождённого предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность мощного развития ин­теллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличает­ся от детёныша животных. Таким образом, доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отли­чие от детёныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют, особью).

Индивид - 1) человек как единичное природное существо, пред­ставитель вида HomoSapiens, продукт филогенетического и онтогенети­ческого развития, единства врождённого и приобретённого, носитель ин­дивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и прочее); 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и пси­хическими процессами. Оба значения термина взаимосвязаны и описыва­ют человека в аспекте его отдельности и обособленности. Иногда этот термин применяют только к человеку как организму, а иногда только лич­ности. Синонимом термина «индивид» является индивидуум.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Личность каждого человека наделена только ей при­сущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, харак­тера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Субъект - активно действующий, познающий, обладающий созна­нием человек или коллектив. Субъект может проявить инициативу и самостоя­тельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перс­пективу своей многомерной жизнедеятельности.

Основные компоненты личности

( типическая структура личности ).

1. Направленность личности -или избирательное отно­шение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.

2. Способности - свойства личности, обеспечивающих успешное овладение тем или иным видом деятельности (способности к наукам, к художественно-творческой деятельности, спорту и т.д.).

3. Характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер представляет сложную систему свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей личности, прояв­ляющихся в темпераменте.

4. Система управления, которую обычно обозна­чают понятием «я». «Я»-образование самосознания личности осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

5. Психические процессы, свойства и состояния. Психические процессы - динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений. Психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. На основе психических процессов образуются психические свойства, их определенная система, которая регулирует протека­ние психических процессов. Психические свойства личности - это устойчивые образова­ния, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида. Характер протекания психических процессов, как и проявления свойств, зависит от состояния психической активности личности. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или понижен­ной активности личности.

Итак, структура психической жизни личности сложна, мно­гогранна и динамична. Все ее компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. С развитием личности происходят и измене­ния в ее структуре. Вместе с тем структура каждой личности относительно устойчива.

При выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

И.П. Павлов наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Согласно теории психологических типов К.Г. Юнга, выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: