Характеристика познавательных процессов

Познавательная деятельность это активное изучение окружающей действительности, в ходе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Основу познавательной деятельности составляет познание - высшая форма отражения объективной действительности; социально-опосредованная, исторически разви­вающаяся деятельность отражения.

Восприятием называют психический познавательный процесс, состоящий в отражении в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. В отличие от процесса ощущения при восприятии человек по­знает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы, и явления окружающего мира в целом.

Виды восприятия:

В зависимости от особенностей воспринимаемого объектавосприятие предметов, восприятие речи, восприятие музыки и т.д.

В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств – зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое.

В зависимости от продолжительности перцептивного процесса – симультанное (одномоментное) и сукцессивное (развернутое).

Свойства восприятия

Предметность - выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой.

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий.

Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение.

Внимание – психический познавательный процесс, состоящий в направленности и сосредоточенности сознания на определённых объектах или деятельности.

Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Память – психический познавательный процесс, состоящий в запоминании, со­хранении, воспроизведении и забывании приобретенного опыта, обеспечивающий его возвращение в сферу со­знания и повторное использование в деятельности.

В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение, забываениеи воспроизведение инфор­мации.

Виды памяти классифицируются по различным основа­ниям.

По характеру психической активности, преобладаю­щей в деятельности, выделяют: образную, эмоциональ­ную и словесно-логическую память.

По времени закрепления и сохранения материала (или по установке на длительность сохране­ния) различают: кратковременную, оперативную, долговременную.

По степени произвольности память подразделяется на: произвольную и непроизвольную.

По степени осмысления запоминаемого материала па­мять бывает: механическая и смысловая.

По критерию доступности воспоминания (эксплицитная, имплицитная).

Воображение – это психический познавательный процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, на основе имеющихся впечатлений и представлений.

Воображение может быть разных видов: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, воссоздающее.

По связи с прошлым опытом выделяют два вида воображения: воссоздающее и творческое.

Существуют и другие виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Воображение выполняет ряд функций. Первая - состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: