Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:
• приоритетности образования;
• обязательности общего базового образования;
• осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;
• доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
• преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;
• национально-культурной основы образования;
• приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
|
|
• научности;
• экологической направленности образования;
• демократического характера управления образованием;
• светского характера образования.
Национальная система образования включает:
• участников образовательного процесса;
• образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
• учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;
• государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровней управления).
Билет 14. Тенденции реформирования системы образования в Республике Беларусь
Предпосылки реформирования:
1. Мировые тенденции
2. Новая социокультурная обстановка в стране
Новые подходы к образованию
• Демократизация
• Гуманизация
• Гуманитаризация
• Непрерывность
• Интеграция
• Индивидуализация и дифференциация
• Фундаментализм
• Прагматизм