Современные подходы к работе педагога дополнительного образования с родителями

1. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об об­разовании» свободное развитие личности является одним из приоритетных принципов государственной образовательной политики. Его реализация возможна лишь при условии объе­динения усилий всех заинтересованных государственных ин­ститутов.

Среди многих взрослых, окружающих ребенка, особое место занимает педагог дополнительного образования. Именно он чаще всего является тем авторитетом, который оказывает существенное влияние на становление и развитие личности ребенка. Это связано с рядом особенностей профессиональ­ной деятельности педагога дополнительного образования.

Первое - ребенок, выбирая для себя интересное направ­ление деятельности, имеет и возможность выбора педагога.

Второе - педагог дополнительного образования чаще все­го бывает высоким профессионалом в избранном направлении деятельности, привлекая этим ребенка, являясь для него эталоном, образцом.

Третье — организация жизнедеятельности в детском объеди­нении строится на иных основаниях, нежели в школе, ребенку более комфортно, отношения педагога и ребенка более нефор­мальные, открытые, искренние.

Таким образом, педагогу дополнительного образования предоставлены большие возможности для организации обра­зовательного процесса, помощи ребенку в его обучении, вос­питании и развитии: путем организации социально значимой деятельности, формировании детского коллектива, решения важных возрастных проблем.

Но деятельность педагога дополнительного образования будет гораздо эффективнее, если социальными партнерами педагога станут родители.

Для ребенка самая близкая а значимая образовательная среда - семья. Он подражает родным в речи, поступкам, привычкам, движениям. Он впитывает дух внутрисемейных отношений и переносит их в свои отношения с окружающи­ми. По поведению ребенка вне семьи можно судить, какова атмосфера семьи, в которой он растет. Отклонения в поведе­нии ребенка являются сигналами к тому, что в семье небла­гополучно. Образ жизни семьи, отношения которые склады­ваются в ней, система духовных и материальных ценностей, царящих в ней, существенно влияют на формирование миро­воззрения и убеждений детей и подростков.

Практика убедительно свидетельствует, что отличитель­ной особенностью системы дополнительного образования де­тей является активное участие родителей и семьи.

В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и педагога, семьи и учреждения дополнительного образования детей состоит в признании необходимости, взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимодополнении в образо­вательной деятельности. И то и другое - это два основных и равноправных субъекта социального воспитания и дополнительного образования детей. Родительская общественность должна чувствовать себя не «бедным родственником» педа­гогического коллектива, а его соратником и партнером при разработке и реализации конкретных образовательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом кон­тингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.

2. Родители имеют право защищать законные права и интересы детей; выбирать формы обучения; получать объектив­ную информацию об освоении ребенком образовательной про­граммы; консультироваться с педагогом дополнительного об­разования по проблемам воспитания и обучения; участвовать в управлении образовательным учреждением, знакомиться с Уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

во-первых, родители вовлекаются в творческую жизнь детей: сначала через поиск и покупку особых материалов и инстру­ментов, нужных детям для углубления занятий (и таким образом круг семейных интересов расширяется по инициа­тиве детей и педагогов учреждения), а затем - посредством интереса к творческим успехам своего ребенка, посещения выставок, смотров, концертов;

во-вторых, опросы выяснили, что учреждения дополни­тельного образования детей решают две важные для родите­лей и детей внутрисемейные проблемы. Чем старше ребенок, тем больше беспокоит родителей проблема полезного заполнения свободного времени ребенка, группа его общения, в которую он попадает, а значит и его духовное и творческое развитие. У детей возникают более прочные дружеские отношения на основе общего творческого дела.

3. Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования детей в интересах развития личности ребенка осуществляется через:

- программы совместной деятельности детей и родителей различной направленности;

- семейные культурно-экскурсионные программы;

- занятия в университете социально-правовых и медико-педагогических знаний для родителей;

- традиционные встречи многодетных семей;

- благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;

- встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;

- семейные клубы, мастерские.

Эти и другие формы совместной работы с родителями ре­ализуются в государственных и муниципальных учреждени­ях дополнительного образования детей. Сегодня практичес­ки каждый крупный Центр, Дворец творчества детей имеет авторскую программу сотрудничества с семьей.

Как показывает практика, работы педагогов дополнитель­ного образования взаимодействие с родителями может иметь следующие уровни:

- личностный - непосредственное общение педагога и родителей;

- опосредованный - взаимодействие педагога через ядро родительского коллектива - родительский актив;

- функциональный - социально-ролевые контакты педагогического и родительского коллективов.

Взаимодействие педагога с родителями служит мак­симальному вовлечению их в образовательный процесс, фор­мирование у них позиции субъекта данного процесса. Это позволит изменить представления многих современных ро­дителей об их роли в жизни ребенка, в основном сужающейся до материального обеспечения своих детей. Совместная жизнедеятельность с ребенком, обсуждение успехов, преодо­ление неудач дозволяет родителям увидеть сына или дочь по-новому, ощутить себя значимым для него человеком.

Вместе с тем, необходимо отметить, что полноценного вза­имодействия социальных партнеров детей не состоится, если педагогом дополнительного образования будет выбрана пози­ция «потребления родительских возможностей, и это далеко не редкость в современных образовательных учреждени­ях. Нельзя строить взаимоотношения только на оказании спонсорско-материальной помощи.

Приоритетом в работе с родителями должна стать помощь и поддержка семьи теми средствами, которые есть в арсена­ле педагогического коллектива.

Дополнительное образование детей как открытая педагогическая система, в основе которой заложены демократичес­кие принципы организации, при соблюдении всех названных условий имеет широкие практические возможности разно­стороннего и разнообразного взаимодействия с семьей:

- повышение педагогического потенциала семьи через организацию родительского психолого-педагогического лектория, создание системы социально-психологических, педа­гогических, юридических и медицинских консультаций в условиях самого учреждения;

- вовлечение родителей в образовательный процесс через участие родителей в занятиях учебных групп детского объеди­нения, организацию семейных клубов по интересам, демонстрацию родителям учебных достижений их ребенка;

- создание системы совместного досуга детей и родителей через организацию семейных праздников, соревнований и фе­стивалей, семейных кафе и лекториев, клубов выходного дня;

- формирование различных видов родительских активов - попечительских советов, родительских секций Советов учреждения, родительских комитетов;

- организация практической помощи семьям в решении проблем детско-родительских отношений через систему психолого-коррекционных мероприятий с детьми и родителями;

- помощь социально незащищенным семьям через организацию взаимодействия с социальными службами.

Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитания и личностного развития происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессио­нальные знания с усилиями родительской общественности, помогают семьям воспитанников в их культурном и духов­ном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.

Многие педагоги дополнительного образования осознали сегодня, что падение нравственности, рост правонарушений среди несовершеннолетних невозможно остановить без ук­репления взаимодействия педагогов и родителей. Семья - важ­нейший институт социализации подрастающего поколения

Таким образом, процесс взаимодействия возможен и не­обходим в системе дополнительного образования детей:

Педагогу дополнительного образования очень важно, к каким результатам он придет в конце совместной деятельно­сти с родителями. Поэтому на протяжении всего периода его общения с детьми и их родителями он и работает в модели - результативное взаимодействие.

Организационные формы работы с родителями разнооб­разны и не исчерпываются с уже названными. Это может быть доклад по обсуждаемой теме на общем родительском собрании или конференции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: