Анализ мировых тенденций развития высшего образования, прежде всего университетского, позволяет выделить его отличительные характеристики в современных условиях: широкая диверсификация образования – многовариантность, многообразие, многомодельность; гибкость и многовариативность в сроках начала и завершения высшего образования; ориентация высшего образования на студента; формирование у студентов способности понимания, сохранения развития национальных международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия; переход высшего образования к парадигме «образование на протяжении всей жизни»; непрерывная адаптация учебных программ к будущим потребностям общества; усиление направленности на междисциплинарные, многодисциплинарные и трансдисциплинарные образовательные программы; повышение роли и уровня научных исследований в высшей школе; интернализация высшего образования и др.
Цель современного образования – формирование высокообразованной, свободной и духовной личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации в постоянно изменяющемся мире.
|
|
Современное белорусское общество находится в процессе системной трансформации. Основным направлением этих трансформационных изменений выступает переход к постиндустриальной (информационной) модели развития. С учётом этого современная высшая школа готовит специалиста не только к исполнению конкретных видов труда, но и развивает способность адаптироваться к динамично изменяющемуся спросу на различные виды деятельности.
Важнейшая задача высшего образования – формирование элиты общества. Выдавая дипломы о высшем образовании, вузы тем самым определяют, кто из молодых людей получит доступ к престижному положению и статусу.