Сократ, платон,аристотель,демокрит,квинтилиан

Сократ (469—399 до н.э.)- родился в Афинах в семье скульптора и повитухиВ молодости занимался ваянием,позже посвятил свою жизньфилософскоу творчеству и пед.деятельн.Будучи идеалистом,он утверждал,что природа создана богами в интересах чел-ка, чтобы удолетворять всем его потребностям. Изучение природы он считал богопротивным и недопустимым единствен.объектам познания должен быть сам чел-к,что и сост.цель воспитания по сократу-«познай самого себя!»Сократ впервые постави вопрос о роли общих понятий в познании окружающего мира.В преподавании сократ польз.исключительно устным методом.Пед.принципами Сократа были отказ от принуждения и насилия,признание убеждения наиболее действенным средством.Впервые он применил метод собеседования (сократова индукция)сост. Из наводящих вопросов. Собеседник,отвечая на вопросы,постепенно убеждается в неверности ранее высказанных им положений.Для бесед философа хар-на сократова ирония –шутливо искаженная позиция уч-ля подчеркивающая мнимое незнание обсуждаемого вопроса в противоположность хвастливой самоуверенности уч-ка.Сократовская ирония направлена против слепого преклонения перед ложными авторитетами,против непогрешимости и неприкаемости. Ее цель- подтолкнуть чел-ка к самопознания,что явл.отличительной чертой диалектического метода Сократа,его способа введения диалога и поиска общих определений.Сократ никогда не давал готовых выводов и положений.

. Платон (427—347 прежде н.э.) — лучший древнегреческий философ, объективный идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, ученик Сократа,создатель теории объективного идеализма.Считал первичный мир идей,вторичным-мир чувственных вещей.Философию тесно связывал с политикой и педагогикой. В сочинениях «Государство и Законы»,платон представил проект идеального с его точки зрения общественного строя и воспитания в нем.По его убеждению,воспитание должно быть организовано гос-вом и соотв.интересам философоф и воинов.Предлагал установить законом какие именно книги нужно читать детям дошкольного возвраста.По его теории, дети из 6-летнего возраста должны образовываться на «площадках» около храмов, где женщины-воспитательницы, призначени государством, развивают их с путем игр, сказок, песен, бесед и тому подобное. С 7 прежде 12 годов деть посещают государственную школу, где учатся читать, писать, считать, музыке и пению. Для детей 12—16 лет предлагается общество физического воспитания — палестра — с гим­настичними упражнениями. При этом неспособные дети отсеваются в лавки земледельцев и ремесленников. С 18 прежде 20 годов — ефебия — усилена вийськово-гимнастична подготовка. С 20 годов юноши, которые не обнаружили способностей к наукам, становились воинами. С 21 прежде ЗО лет те, которые остались, изучают такие науки, арифметику, геометрию, астрономию и музику. Они готовятся к выполнению важных государственных поручений. Лица в возрасте путем ЗО прежде 35 г. самые способные могут продолжать исправлять свое образование, дабы после останавливаться чиновниками государства. После 50 годов они освобождаются путем руководства государством и могут дальше самоусовершенствоваться. Воспитание женщин, В его государстве женщина должна быть не только женой, но и соратницей214. Платон верит, что женщина способна вместе с мужчиной принимать участие в создании общества, оч похоже на спарту.т.е женщина практич не в чем не уступает мужчине.Относительно воспитания рабов, то Платон рекомендует ставитись к ним сурово, не нежить, за все проступки их надо наказывать и не допускать сговора между ними. Следовательно, педагогическая система Платона была построена у интересах рабовладельцев, игнорировала интересы народа, не принимала к сведению воспитания рабов. Он с презрением относился к физическому труду, считаядети рабовладельцев работать не должны. Однако Платон выдвинул много интересных мыслей, в частности: физическое воспитание, расширение програми учебы, создания государственной системы воспитания, образование дабы взрослых и самоусовершенствования человека в движение жизни. Назначение пед.детельн. в освобождение интеллекта учащегося от всех дурных потребностей и способностей чл-ка. Сократ впервые поставил вопрос о роли общих понятий в познаниии окружающего мира.

Аристотель (384—322 прежде н.э.) — ученик,последователь Платона, философ и педагог, виновник научных трудов в отрасли философии, политики, этики, эстетики, природоведения. Он был воспитателем О. Македонского. Впервые вывел основные положения логики. В 335 г. учредил в Афинах философскую школу — Ликей. Цель воспитания — развить в человеке высшие качества души — умственную и волевую. Воспитание нуждаться исполняться государством, которое определяет цель, вопрос и содержание воспитания и учебы. Аристотель предлагает свою вековую периодизацию детей: до 7 лет; 7-14 зрелость); от До 21 года. Такая периодизация, применительно мнению Аристотеля, отвечает природе человека. До 7 годов дитя образовывается в семье, где родители должны закалять ребенка, воспитывать средствами игры, сказки, музыки, моральных бесед. От 7 прежде 14 годов деть должны были гостить государственные школы, в которых будут работать физичними упражнениями, учиться читать, оценивать и музыке. От 14 прежде 21 возраст подростки и юноши добывают в школах среднее образование, которое включает чтение, истории, философии, математики, астрономии, музыки. Такое содержание воспитания и образования Аристотель советовало предпочтительно детей мужского пола, а женщин программа учебы ограничивал. Платон и Аристотель придерживались мысли, что эстетичное, мо­ральне образование является свидетельством гармонии, а реальны ее проявления выходит в грамматике, математике, астрономии спорте.

Демократ (460—370 прежде н.э.) — древнегреческий философ-мате-риалист.Противник Сократа,отриц.относ. к политич,взглядам Платона,Он создал атомистическую теорию, признавал знание мира. В своих трудах миллион внимания уделил проблемам воспитания. Де-мокрит отстаивал принципы природоcообразности воспитания: «Природа и воспитание перестраивает чел-ка и преобразуя создает ему вторую природу», большого значения предоставил трудовому образрованию детей и молодежи, моральным упражнениям в их поведении. Цель воспитания, применительно мнению Демокрита, — подготовить молодежь к реальной жизни. Основным в воспитании считал овладение знаниями о природе.Демокрит считал,что мудрого чел-ка можно распознать не по его предатавлению о самом себе,а по хар-ру его деятельн. Умению правильно принимать решения, говорить безошибочно и действовать правильно.

Квинтилиан. римский ритор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» (Institutio oratoria) — самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. Эту книгу изучали во всех риторических школах, наряду с сочинениями Цицерона. Квинтилиан стал не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка. Марк Фабий Квинтилиан, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной. Квинтилиан внес свой вклад в понимание вопроса о роли природы человека в его развитии. Он придавал большое значение природным данным, высоко оценивал природные способности детей и не сомневался в том, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и т.д), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого. Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского-общества, где дети допускались на пиршества и становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов. Возраст от 5 до 7 лет Квинтилиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград. Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении. Учить надо многому, говорил Квинтилиан, но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в дошкольном возрасте. Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворений, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком. разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком. В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

8. гуманистич.хар-ер воспитания эпохи возрождения14-16в. (Де Фельтре, Рабле, Монтень.Роттердамский)

В Европ.культуре начинает складываться новый взгляд на чел.и на мир, отлич.от средневекового. Началась эпоха Возрожд.- восстановление античных ценностей, новое открытие антич.достижений. Происход.развитие естеств.наук, философии. Человек становиться в центре всего, он высшая ценность. Человек- творец, т.к.создан по образу и подобию бога. Идеалом В.становится всесторонне развитая личность, универсальный человек(Леонардо), деятельный и самостоятельный. Развиваются идеи гуманизма, а педагоги-просветители В. Определили новый, гуманный принцип воспитания. Идеи педагогов-гуманистов: всесторонне и гармонически развитая личность; физическое вопитание(заимст.из рыцарства), умстевенное воспит., худ.воспит., развитие самодеятельности и активности; учет потребн.и интересов; отказ от телесн.наказаний; многопредметное образование с усиленным изуч.естеств.наук; резкое снижение влияния церкви. Ядро образования – греческие и римские науки; появл.госуд.школ. Эти идеи первым стал развивать ВИТТОРИАНО ДЕ ФЕЛЬТРЕ (1378-1446). Это первый школьн.учитель нового типа. Он создал школу ДОМ РАДОСТИ. Написал одноименный трактат, но он до нас не дошёл, только косв.сведения. В школе было 80 детей (мал.и дев.), воспитанники из разных слоёв населения. Доказал, что возможно воспитать всех одинаково. Развив.ум, тело, сердце. Отсутств.телесн.наказания. Уделял вниман.индивид.подходу. Порядок в школе поддерживался с пом.учителя и внегласного воспитания. Удел.вниман. физ.подготовке. Эстетич.воспитание – рисование. Активная реализ.принципа самодеят.и активн. В центре обучения были классич.языки. Пропаганда актив.метод.обуч.- игры. Воспитание было религиозным – высокая нравственность. Доказал, что можно вопротить идеи В. в жизнь.

Франсуа РАБЛЕ (1483-1553) – монах, врач, писатель, философ. Напис.книгу – ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ, в которой дал типичную картину воспитания того времени – отказ от физ. и умственных нарузок, порождающее лень, болезни и скуку. ТАким образом. в романе реализовал 2 тчз на воспитание: схоластич., гуманистич. В романе предст.идеал гуманистич.воспит-я: пропаганда физ.воспитания. Содерж.образов: классич.науки (языки, геометр., арифмет., астрономия.) Сравнив.чел-ка с бездонной бочкой. Счит., что все знания можно взять из книг. Оказал влияние на Монтеня, Локка, Руссо. Призывал усилить привлекательность обучения,учитывать интересы уч-ся,давать широкое умственное образование. Предложил новую систему умственного и физ.образования.

МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ ( 1533-1592) – написал труд «Опыты». Это сборник эссэ на различн.темы. Пед.идеи – осуждает педантизм и догматизм. Гов.о необход. развиитя мышления Высока роль физ.воспит., но только в связи с умственным – необходимо воспит.всё вместе. В опытах предлагал развивающее обучение,выработку самост.мышления,физ.воспит. (плавание,фехтование). Воспитывал любовь к науке. Выступал против жестокости наказаний средневековых школ. По его убеждению,ребенок превращается в личность не столько благ.получен.знаниям,сколько развив способность к критическим суждениям. Он рекомендовал,чтобы уч-ник больше говорил,а уч-ль больше слушал.

Эразм Роттердамский (1469-1536)в сатирическом соч. «Похвала глупости»высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества: невежество6тщеславие,лицемерие.Он отстаивал идею раннего обучения и воспитания. Гуманисы резко выступали против религиозного гнета,мрачного аскетизма. Они высоко оценвали роль чел.личности,воспевали свободомыслие,жизнерадостность,активную деятельн.,любовь и красоту природы.

9/ Томас Мор, Кампанелла

ТОМАС МОР (1478 -1535) – англ.философ.Все свои идеи изложил в труде «Утопия». Описал идеальное общество, в кот.все равны (и муж.и жен), всё делится поровну и все живут вместе. Воспит.и образов: задачи гос-ва. Гос.школы должны развить у учеников дух.силы, предост.возможн.заним.науками, искусствами, соедин.труд и обуч. Обучение на родном языке. Идея о первоначальн.обязат.образов.. Диффиренц.обуч.- по способностям.(спос.дети – гумм.науки, неспос.- труд). Значимость физ.воспит. Основа обучения – класс.лит-ра. Идея организ.трудов.воспит: в школе должны готовить детей к земледелию. Теория, кот.необходимо закрепить на практике. Подробно говрил о женском воспит.: ж.имеют такие же права, что и м., способности не отличаются, тоже человек. Доказал, что ж.может быть и хор.хозяйкой и учёным (на примере совей дочери, кот.сделала неск.астроном.открытий и вопит.детей).

ТОМАЗА КАМПАНЕЛЛО (1568-1634) – итальянский гуманист,бунтарь еретик,27 лет жизни проведший в тюрьме БЫЛ ЗНАКОМ С Утопией Мора, на его основе напис.трактат «город солнца».нарисовал образец общества эк. И полит.равенства. Здсь заботятся об улучшении «породы людей»поощряя занятия наукой,искусством,изуч.истории,традиций,обычаев. Горожане свободны от таких пороков как лень,хвастоство,хитрость, плутовство,воровство.Во главе гос-ва стоит самый образованный,просвещенный гражданин. В гор.солнца много внимания уделяется «наглядной агитации»стены зданий явл.своеобразном иллюстрир.страницами уч.книг.В отличие от Мора гов., что женщина ещё способна быть правителем, руководит., имеет право сама выбир.себе мужчину.

17/пед.взгляды французских материалистов 18 в. (Гельвицкий, Дидро,Вольтер)

Философы материалисты решительно выступали против феод.госуд.учреждений, против церкви. Сочинения Дидро, Гельвеция запрещались, конфисковывались. Они боролись с религией, их атеистическое мировоззрение влияло не только на современ., но и на последователей. Церковь и религия явл.опорой феод.строя, разрушение этой основы было необход. условием революции. Религия нужна для того, чтобы легче управлять народ.массами. В школах следует преподавать не религию, а познание законов природы. Целесообразно установление предмета, который учил бы основам нравств.норм поведения в новом обществе (напр.курс морали). Базировались на сенсуализме Локка, исходной точкой познания считали ощущения. Считали воспитание средством изменения общественного строя.

КЛОД АНДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715-1771) – труд «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и воспитании». Отрицал врожденные идеи. Был сенсуалистом, т.о. полагал, что все представления и понятия чел.-а образуются на основе чувственных восприятий. Большое значение придавал формированию человека под влиянием среды, общест.-полит.строя. Новые «воспитатели» человека – гос-во, в кот.живёт, нравы, порождаемые формой правления. Гов., что феод.строй калечит людей, церковь портит характеры, религ.мораль лицемерна и безчеловесна. Мораль должна диктовать светская власть. Основу общества видел в частной собственности. Видел необходимость в формул.единой цели воспитания для всех граждан. Необходимо воспитывать патриотов. Все люди в равной мере способны к образованию, т.к. они рождаются с одинаковыми способностями. Чел-к формируется под влиянием среды и воспитания. Воспитание трактовал оч.широко – воспит.может всё. Роль среды и воспитания переоценивал, т.к. считал, что чел.явл. воспитанником всех окружающий его предметов, тех положений, в которых его ставит случай, от всех происходящих случайностей. Т.к. схоластич.школа не может воспитать настоящих людей, считал что необходимо коренным образом перестроить школу, сделать её светской и государственной. Необходимо широкое просвещение народа, перевоспитание людей. Надеялся, что в рез-те перевоспитания и просвещения будет создан чел., свободный от предрассудков, от суеверий, настоящий атеист.

ДЕНИ ДИДРО (1713-1784) – виднейший предст.материализма. работы – «письма о слепых в назидание зрячим», «систематическое опровержение книги Гельвеция «человек»».Высоко оценивал воспитание, но в отличие от Г.не считал его всемогущим. Воспит. развив. то, что дала ребенку природа. Воспит. можно развить природные задатки и заглушить дурные, но при условии, что будет учитываться. физ.организация чел-а, его прир.особен. Считал, что хор.природные задатки могли.быть. не только у избранных. Доказывал, что народ чаще явл.носителем талантов, чем знать. Но таланты в общественных массах гибнут из-за общественного строя, кот.не дает необход.воспитания. Был сторонник.просвещ. широких народных масс, признавал его огромн.освобод.роль. Критик.феодальную сис-у воспит-я. Считал, что духовность пренебрегает воспитанием детей из народа. Необходимо, что бы дети обуч.в школах не зависимо от соц. принадлежности. Школы надо изъять из ведения духовенства и передать гос-ву. Нач.образ.должно быть бесплатным и обязательным. Предлаг.ввести систему общественного питания. Считал необход.основать преподавание математике, физике, химии, естествознании, астрономии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: