I. Заполнить пробелы:
1. Операцией называется способ выполнения ….
2. Действие – это процесс, направленный не реализацию ….
3. Действие, характеризующееся автоматизированностью на основе неоднократного поведения называется ….
II. Верно или неверно?
1. Деятельность присуща только личности.
2. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности и переходить из одной в другую.
3. Деятельность имеет такие характеристики, как предметность, целенаправленность, социальность.
III. Выбрать правильный ответ
1.Процесс накопления опыта личностью путем преобразования внешних элементов предметной деятельности во внутренний план называется:
а) воспитание
б) научение
в) интериоризация
г) экстрериоризация
2. Отношение к деятельности переживается человеком как:
а) успех или неуспех
б) утомление, безразличие
в) удовлетворение
г) все ответы верны
3. Деятельность это:
а) динамическая система взаимодействия субъекта с миром
б) активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект
в) специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями
г) все утверждения верны.
Тема: Личность
Цель: познакомиться с понятием о личности, о самосознании личности; сформировать понятие о социализации личности; отследить влияние личности пациента на возникновение и течение болезни.
После изучения указанной темы студенты должны
знать:
- понятие о личности;
- структуру личности;
- понятие о социализации, воспитании и самовоспитании личности;
- влияние личности пациента на возникновение и течение болезни;
уметь:
- различать биологическое и социальное в психическом развитии личности;
- соотносить понятия: личность, индивид, индивидуальность;
- пользоваться личностными тестовыми методиками.
Информационный материал:
Личность – системное качество индивида, приобретаемое в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений.
Индивид – человек как представитель homo sapiens с совокупностью природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств.
В момент рождения человек еще не является личностью, он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Человеческое общество, чтобы существовать, должно заботиться о воспроизводстве своих членов, причем таких, которые способны поддержать его устойчивость и развитие. Человек становится личностью в зависимости от качества и масштабов тех ценностей и требований, которые он усваивает, включаясь в общество.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру. В отечественной психологии наиболее распространена структура личности, разработанная К.К.Платоновым.
Социально обусловленные Биологически обусловленные
подструктуры подструктуры

Направленность воспитание
(потребности, интересы,
идеалы, убеждения)
![]() | |
![]() |
Опыт (знания, умения, обучение
навыки)

Формы отражения (особенности
познавательных процессов,
особенности эмоцион. процессов)
![]() |
Биологические свойства
(темперамент, пол, возраст)
![]() |
Характер и способности складываются из всех элементов подструктур личности и как бы опосредуют их взаимодействие. Все рассмотренные подструктуры тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и всегда проявляются в комплексе.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, составляющим ее своеобразие, т.е. индивидуальность. Поскольку нет двух людей с одинаковым сочетанием особенностей, постольку личность неповторима в своей индивидуальности.
Поэтому понятие «индивид» представляет собой определение биогенетической основы личности, а понятие «индивидуальность» характеризует многосторонность личностных качеств и свойств.
Основная литература:
1. Платонов Н.К. Структура и развитие личности. – М., 2002.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2001.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2005.
4. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. – М., 2006.
5. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007.
6. Столяренко Л.Д.Общая психология. – С-Пб, 2006










