Занятие II. Групповая динамика

Информационный материал:

Чтобы понять, как малая группа доводит до индивида систему общественных отношений, необходимо проследить развитие группы.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы.

Образование естественных реальных малых групп задается внешними по отношению к группе факторами – потребностями развития общества и общественного разделения труда: развитие производства, смена поколений, досуг. Таким образом, задается цель групповой деятельности. Процесс формирования группы возможно рассмотреть с двух позиций:

1. Становление групповых норм и ценностей при одновременном вступлении в группу многих индивидов;

2. Принятие в группу новых членов посредством принятия ими групповых норм.

I. Важнейшим содержанием этого процесса является развитие групповой сплоченности, т.е. формирования особого типа связей в группе, которые позволяют превратить ее в психологическую общность людей. Сама по себе сплоченность выступает для членов группы как привлекательная цель, то состояние, к которому надо стремиться. Выражается групповая сплоченность в эмоциональной притягательности и взаимно привязанности членов группы, стремлении сохранить членство.

Основные факторы, способствующие сплоченности:

1) эмоциональная привлекательность, которая хотя и не обеспечивает полностью продуктивной совместной деятельности, но выступает необходимым условием сплочения в силу механизмов социального восприятия;

2) сходство членов группы – ценностное, социальное, возрастное, этническое и т.п.

3) предпочитаемый способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы;

4) особенности групповых целей, когда они могут быть приняты в качестве личных членами группы;

5) удовлетворенность членов деятельностью группы, своей принадлежностью к ней, а также своим положением;

6) стиль руководства и лидерства

Любая группа в своем развитии проходит ряд последовательных стадий: 1) знакомство, формирование представлений друг о друге; 2) формирование групповых норм, выработка группового самосознания; 3) «стадия конфликтности» - столкновения между членами в силу переоценки своих возможностей (прежде всего – лидерских): 4) сбалансированность, первые проявления групповой солидарности; 5) выработка групповых целей, выраженное чувством «мы»; 6) высшая сплоченность и активность во всех сферах.

II. Для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него, системе отношений, стоит проблема знакомства с нормами и ценностями группы и приятия или отвержения их. Выбор поведения в данной ситуации связан с понятием конформности (conformis – подобный). Конформность – это податливость человека давлению группы, проявляющаяся в изменении поведения в соответствии с ранее не разделявшейся им позицией. Различают внешнюю (публичную) конформность и внутреннюю (личную). Первая представляет особой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью избежать наказания или получить одобрение; вторая – действительное преобразование собственных установок в результате внутреннего принятия мнения группы как более обоснованного и объективного. Внутренняя конформность, как правило, сопровождается внешней. Внешняя же далеко не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми нормами. Обе формы специфическим способом разрешения конфликта между личным и групповым мнением в пользу последнего. Особой разновидностью конформности является негативизм (нонконформизм) – стремление во что бы то ни стало поступать вопреки господствующему мнению, во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

Уровень конформности человека зависит от:

- авторитетности и значимости мнения

- размера группы

- возраста и пола

- уровня интеллекта

- устойчивости к стрессу.

Таким образом, процесс группового давления служит поддержанию внутренней однородности группы и устойчивости ее в условиях изменения и развития.

В своей жизнедеятельности группа постоянно сталкивается с ситуациями, принципиально значимыми для нее и требующими определенных действий со стороны группы. Для этого необходима выработка определенных решений, поддерживаемых всеми членами. Групповое решение – это осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией между членами для решения общей для них задачи. В процессе принятия группового решения выделяют:

- сбор информации (мнения членов группы)

- поиск возможных решений

- принятие решения.

Каждый из этапов использует свои методы. На первом, как правило, используется групповое интервью – выяснение совокупности мнения членов группы по поводу проблемы и оценки ее. На втором этапе наибольший успех достигается при использовании брейнсторминга (мозгового штурма) – поиска и продуцирования идей и подходов к решению задач. Для окончательной выработки решения используется метод групповой дискуссии – критическая оценка выдвинутых идей и окончательный выбор.

Основная литература:

1. Г.М. Андреева. Социальная психология. – М., 2004.

2. М.Р. Битянова. Социальная психология. – М., 2004.

3. Т. Шибутани. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 1998.

4. М.-А. Робер, Ф. Тильман. Психология индивида и группы. – М., 1999.

5. Крысько В.Г. Социальная психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – С-Пб, 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: