Рис. 1. Классификация наук Б.М. Кедрова (1965)
ОБЪЕКТ
ПРИРОДА ТЕХНИКА ЧЕЛОВЕК
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||||||||
![]() | |||||||||||||
Неорганическая Органическая Общество Мышление
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ НАУКИ
СОЦИАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ
НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ
![]() | |||
![]() |
ПСИХОЛОГИЯ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
Рис. 2. Связь психологии с другими отраслями научных знаний

Рис. 3. Предмет и задачи общей психологии

Рис. 4. Принципы психологии.

Рис. 5. Соотношение житейской и научной психологии

Рис. 6. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии

| Таблица 1. Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии (Немов Р.С., 2001 г.) | ||
| № п/п | Явления, изучаемые психологией | Понятия, характеризующие эти явления |
| Процессы: индивидуальные, внутренние (психические) | Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, инсайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение | |
| Состояния: индивидуальные, внутренние (психические) | Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция | |
| Свойства индивидуальные, внутренние (психические) | Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм | |
| Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие) | Действие, деятельность, жест, игра, импритинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение | |
| Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие) | Готовность, интерес, установка | |
| Свойства индивидуальные, внешние (поведенческие) | Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм | |
| Процессы: групповые, внутренние | Идентификация, коммуникация, комфортность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм | |
| Состояния: групповые, внутренние | Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат | |
| Свойства: групповые, внутренние | Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы | |
| Процессы: групповые, внешние | Межгрупповые отношения | |
| Состояния: групповые, внешние | Паника, открытость группы, закрытость группы | |
| Свойства: групповые, внешние | Организованность |
Рис. 7. Структура психологического знания (Немов Р.С., 1990 г.)


Таблица 2. Структура психологического знания (Немов Р.С., 2001г.)
| Общая психология | |
| Психология познавательных процессов | Психология личности |
| ощущения | эмоции |
| восприятия | способности |
| внимание | мотивация |
| память | темперамент |
| воображение | характер |
| мышление | воля |
| речь |
| Специальные отрасли психологии | генетическая психология |
| психофизиология (нейропсихология) | |
| дифференциальная психология | |
| возрастная психология | |
| социальная психология | |
| педагогическая психология | |
| медицинская психология | |
| патопсихология | |
| юридическая психология | |
| психодиагностика | |
| психотерапия |
| Таблица 3. Структура современной психологии (по основанию психологических аспектов развития) | |||||||||
| возрастная психология | психология аномального развития | сравнительная психология | этология | ||||||
| детская психология | патопсихология | зоопсихология | |||||||
| психология подростка | олигофренопсихология | ||||||||
| психология юности | сурдопсихология | ||||||||
| психология взрослого человека | тифлопсихология | ||||||||
| геронтопсихология | |||||||||
| Таблица 4. Структура современной психологии (по основанию конкретной деятельности) | |||||||||
| психология труда | инженерная психология | юридическая психология | судебная психология | психология эстетического творчества | психология спорта | ||||
| авиационная психология | криминальная психология | ||||||||
| космическая психология | пенитенциарная психология | ||||||||
| педагогическая психология | психология обучения | психология научного творчества | эвристика | военная психология | психология торговли | ||||
| психология воспитания | |||||||||
| психология педагога | |||||||||
| медицинская психология | нейропсихология | психология художественного творчества | экономическая психология | ||||||
| психофармакология | |||||||||
| психотерапия | |||||||||
| психопрофилактика | |||||||||
| психогигиена | |||||||||
| Таблица 5. Объективные методы психологии | ||||
| общенаучные | конкретно-научные | |||
| Наблюдение | Эксперимент | Тесты | Анализ продуктов деятельности | Опрос |
| сплошное | формирующий | профпригодности | анализ рисунков | беседа (интервью) |
| выборочное | естественный | достижения | графология | анкета |
| лабораторный | способностей | контент-анализ | ||
| метанаучные | ||||
| Математическое моделирование | Статистический анализ |
Рис. 8. Методы описательной психологии

Рис. 9. Методы практической психологии

| Таблица 6. Классификация психологических стратегий исследования | ||
| Исследовательские стратегии | Основные методы | Варианты основных методов |
| Неэкспериментальные методы | Наблюдение | Сплошное |
| Выборочное | ||
| Самонаблюдение | Дневники | |
| Автопортреты | ||
| Автобиографии | ||
| Беседа | ||
| Интервью | ||
| Анализ продуктов | Рисунки | |
| Сочинения | ||
| Техническое творчество | ||
| Архивный | Фотофакты | |
| Кинофакты | ||
| Биографический | ||
| Близнецовый | ||
| Экспериментальные методы | Организационные | Естественный |
| Лабораторный | ||
| Лонгитюдный | ||
| Поперечных срезов | ||
| Непроективные | Анкеты | |
| Опросники | ||
| Проективные | Неоконченные предложения | |
| Рисунки семьи, дерева… | ||
| Тест Роршаха | ||
| Тест ТАТ | ||
| Тест Люшера | ||
| Диагностические | Тест | |
| Констатирующий эксперимент | ||
| Преобразующий (моделирование) | Формирующий эксперимент | |
| Обучающий эксперимент | ||
| Воспитывающий эксперимент |
| Таблица 7. Пять требований к экспериментальному исследованию | ||
| № п/п | Требование | Пояснение |
| Путем манипуляции вызовите появление независимой переменной | Не ждите, пока оно появится. Создайте воздействие, которое вам нужно. | |
| Помимо оказания психологического воздействия, условия для экспериментальной и контрольной групп должны быть одинаковыми | Сравните подвергнутую психологическому воздействию группу с другой, которая не подвергается воздействию. Или используйте для второй группы воздействие типа плацебо, чтобы понять, повлияло ли психологическое воздействие на результат эксперимента. | |
| Произвольно разделяйте испытуемых на экспериментальную и контрольную группы | Не допускайте, чтобы группы отличались одна от другой по какому-то другому (переменному) параметру, потому что тогда этот параметр, а не воздействие может оказаться причиной любого различия, которое могло бы возникнуть. | |
| Произвольно разделяйте испытуемых на экспериментальную и контрольную группы | Не распределяйте учеников, используя уже существующие группы, и не допускайте, чтобы испытуемые (объекты опыта) выбирали себе свою собственную группу, иначе группы могут уже изначально оказаться неодинаковыми. Выбирайте имена испытуемых совершенно произвольно. Тогда любые различия, замеченные в конце эксперимента, нельзя будет отнести на счет каких-то изначальных различий, поскольку таковых, по всей вероятности, не будет. | |
| Держите испытуемых (объекты опыта) в неведении относительно того, в какой группе они находятся, а учителей - какую группу они обучают | Используйте метод "двух слепых" как гарантию того, что любые наблюдаемые между группами различия будут вполне реальными, а не результатом того, что это исследование воспринимается всеми как "всего лишь эксперимент". |













