Схемы и таблицы

Рис. 1. Классификация наук Б.М. Кедрова (1965)

ОБЪЕКТ

ПРИРОДА ТЕХНИКА ЧЕЛОВЕК

                           
             
 
 
 


Неорганическая Органическая Общество Мышление

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ НАУКИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ

НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ

       
   
 


ПСИХОЛОГИЯ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

Рис. 2. Связь психологии с другими отраслями научных знаний

Рис. 3. Предмет и задачи общей психологии

Рис. 4. Принципы психологии.

Рис. 5. Соотношение житейской и научной психологии

Рис. 6. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии

Таблица 1. Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии (Немов Р.С., 2001 г.)
№ п/п Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие эти явления
  Процессы: индивидуальные, внутренние (психические) Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, инсайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение
  Состояния: индивидуальные, внутренние (психические) Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция
  Свойства индивидуальные, внутренние (психические) Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм
  Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие) Действие, деятельность, жест, игра, импритинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение
  Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие) Готовность, интерес, установка
  Свойства индивидуальные, внешние (поведенческие) Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм
  Процессы: групповые, внутренние Идентификация, коммуникация, комфортность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм
  Состояния: групповые, внутренние Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат
  Свойства: групповые, внутренние Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы
  Процессы: групповые, внешние Межгрупповые отношения
  Состояния: групповые, внешние Паника, открытость группы, закрытость группы
  Свойства: групповые, внешние Организованность

Рис. 7. Структура психологического знания (Немов Р.С., 1990 г.)

Таблица 2. Структура психологического знания (Немов Р.С., 2001г.)

Общая психология
Психология познавательных процессов Психология личности
ощущения эмоции
восприятия способности
внимание мотивация
память темперамент
воображение характер
мышление воля
речь  
Специальные отрасли психологии генетическая психология
психофизиология (нейропсихология)
дифференциальная психология
возрастная психология
социальная психология
педагогическая психология
медицинская психология
патопсихология
юридическая психология
психодиагностика
психотерапия
Таблица 3. Структура современной психологии (по основанию психологических аспектов развития)  
возрастная психология психология аномального развития сравнительная психология этология  
детская психология патопсихология зоопсихология    
психология подростка олигофренопсихология      
психология юности сурдопсихология      
психология взрослого человека тифлопсихология      
геронтопсихология        
Таблица 4. Структура современной психологии (по основанию конкретной деятельности)
психология труда инженерная психология юридическая психология судебная психология психология эстетического творчества психология спорта
авиационная психология криминальная психология
космическая психология пенитенциарная психология
педагогическая психология психология обучения психология научного творчества эвристика военная психология психология торговли
психология воспитания  
психология педагога  
медицинская психология нейропсихология психология художественного творчества   экономическая психология  
психофармакология    
психотерапия    
психопрофилактика    
психогигиена    
                   
Таблица 5. Объективные методы психологии
общенаучные конкретно-научные
Наблюдение Эксперимент Тесты Анализ продуктов деятельности Опрос
сплошное формирующий профпригодности анализ рисунков беседа (интервью)
выборочное естественный достижения графология анкета
  лабораторный способностей контент-анализ  
метанаучные
Математическое моделирование Статистический анализ

Рис. 8. Методы описательной психологии

Рис. 9. Методы практической психологии

Таблица 6. Классификация психологических стратегий исследования
Исследовательские стратегии Основные методы Варианты основных методов
Неэкспериментальные методы Наблюдение Сплошное
Выборочное
Самонаблюдение Дневники
Автопортреты
Автобиографии
Беседа  
Интервью  
Анализ продуктов Рисунки
Сочинения
Техническое творчество
Архивный Фотофакты
Кинофакты
Биографический  
Близнецовый  
Экспериментальные методы Организационные Естественный
Лабораторный
Лонгитюдный
Поперечных срезов
Непроективные Анкеты
Опросники
Проективные Неоконченные предложения
Рисунки семьи, дерева…
Тест Роршаха
Тест ТАТ
Тест Люшера
Диагностические Тест
Констатирующий эксперимент
Преобразующий (моделирование) Формирующий эксперимент
Обучающий эксперимент
Воспитывающий эксперимент
Таблица 7. Пять требований к экспериментальному исследованию
№ п/п Требование Пояснение
  Путем манипуляции вызовите появление независимой переменной Не ждите, пока оно появится. Создайте воздействие, которое вам нужно.
  Помимо оказания психологического воздействия, условия для экспериментальной и контрольной групп должны быть одинаковыми Сравните подвергнутую психологическому воздействию группу с другой, которая не подвергается воздействию. Или используйте для второй группы воздействие типа плацебо, чтобы понять, повлияло ли психологическое воздействие на результат эксперимента.
  Произвольно разделяйте испытуемых на экспериментальную и контрольную группы Не допускайте, чтобы группы отличались одна от другой по какому-то другому (переменному) параметру, потому что тогда этот параметр, а не воздействие может оказаться причиной любого различия, которое могло бы возникнуть.
  Произвольно разделяйте испытуемых на экспериментальную и контрольную группы Не распределяйте учеников, используя уже существующие группы, и не допускайте, чтобы испытуемые (объекты опыта) выбирали себе свою собственную группу, иначе группы могут уже изначально оказаться неодинаковыми. Выбирайте имена испытуемых совершенно произвольно. Тогда любые различия, замеченные в конце эксперимента, нельзя будет отнести на счет каких-то изначальных различий, поскольку таковых, по всей вероятности, не будет.
  Держите испытуемых (объекты опыта) в неведении относительно того, в какой группе они находятся, а учителей - какую группу они обучают Используйте метод "двух слепых" как гарантию того, что любые наблюдаемые между группами различия будут вполне реальными, а не результатом того, что это исследование воспринимается всеми как "всего лишь эксперимент".

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: