Выберите один правильный ответ.
1. Развитие организма человека называется:
а) онтогенезом;
б) филогенезом;
в) социогенезом;
г) антропогенезом.
2. Развитие человека как вида называется:
а) онтогенезом;
б) филогенезом;
в) социогенезом;
г) антропогенезом.
3. Термин онтогенез был введен:
а) Э. Геккелем;
б) Л.С. Выготским;
в) У. Джемсом;
г) Г. Гегелем.
4. Понятие зона «ближайшего развития» введено:
а) Ж. Пиаже;
б) Дж. Брунером;
в) Л.С. Выготским;
г) А.Н. Леонтьевым.
5. Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности, называется:
а) основной;
б) ориентировочной;
в) ведущей;
г) исполнительной.
6. В подростковом возрасте ведущей является деятельность:
а) предметно-манипулятивная;
б) интимно-личностная;
в) учебная;
г) учебно-профессиональная.
7. Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:
а) Л.С. Выготским;
б) Д.Б. Элькониным;
в) А.Н. Леонтьевым;
г) С.Л. Рубинштейном.
8. В младшем школьном возрасте ведущей является деятельность:
а) предметно-манипулятивная;
б) сюжетно-ролевая;
в) интимно-личностная;
г) учебная.
9. Временной диапазон, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека, принято называть периодом:
а) сензитивным;
б) кризисным;
в) сенсорным;
г) сенсибильным.
10. Игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением, определил:
а) Л.С. Выготский;
б) К. Гросс;
в) Д.Б. Эльконин;
г) Б.Д. Эльконин.
11. Процесс перехода от внешней предметной деятельности к ее внутреннему (идеальному) плану называется:
а) интериоризацией;
б) экстериоризацией;
в) интерференцией;
г) интеракцией.
12. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже отражает такой подход к развитию личности как:
а) когнитивный;
б) поведенческий;
в) гуманистический;
г) деятельностный.
13. По Пиаже, то, что дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками, характерно для стадии:
а) сенсомоторной;
б) предоперационной;
в) конкретных операций;
г) формальных операций.
14. По Эриксону, стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям наиболее характерны для стадии:
а) половой зрелости;
б) ранней взрослости;
в) средней взрослости;
г) поздней взрослости.
15. Согласно периодизации возрастного развития Э. Эриксона, четвертый кризис развития:
а) соответствует игровому периоду;
б) переживается в младшем школьном возрасте;
в) связан с поисками половой идентификации;
г) соответствует периоду подросткового развития.
Схемы и таблицы
Таблица 1. Общее представление и краткое описание четырех стадий интеллектуального развития (по Ж. Пиаже).
Стадия | Возраст* | Общее представление |
Сенсорно-моторная | 0-2 лет | Поведение, прежде всего моторное, связанное со схемами действия, например доставание или хватание предметов. Циркулярные реакции характеризуются обучением благодаря повторению. Довербальная и предшествующая появлению мышления. Заканчивается пониманием постоянства предметов. |
Дооперациональная | 2-7 лет | Развитие языка и дологического мышления. Основное внимание направлено на собственную личность и собственные перспективы без способности изменять свою точку зрения. Не умеет обращать операции. |
Конкретные операции | 7-11 лет | Развитие способности применять логику на основе конкретного соответствия между событием и его объяснением. Развивается способность к сохранению. |
Формальные операции | 11-15 лет | Структуры мышления достигают своего высочайшего уровня развития, давая возможность вести логические рассуждения. Ребенок может придумывать объяснения событий, рассматривая различные комбинации переменных величин. |
*все возрасты указаны приблизительно
Таблица 2. Сравнение периодизаций психического развития
Возраст | Пиаже | Эльконин | Фрейд | Эриксон |
0-1 год | Сенсомоторная стадия | Общение | оральная | орально-сенсорная (доверие - недоверие) |
1-2 года | Предметная деятельность | анальная | мышечно-анальная (автономия - стыд и сомнения) | |
3-6 лет | дооперцио-нального мышления | Игровая деятельность | фаллическая | локомоторно- генитальная (инициатива - вина) |
7-12 лет | конкретных операций | учебная деятельность | латентная | латентная |
12-16 лет | формальных операций | общение со сверстниками | генитальная | подростковая (Эго-идентичность - спутанность ролей) |
16-18 лет | - | учебно-профессиона- льная деятельность | - | |
20-25 лет | - | - | - | Ранняя зрелость (близость - изоляция) |
25-40 лет | - | - | - | Средняя зрелость (продуктивность - застой) |
40-60 (64) лет | - | - | - | |
60-65 лет | - | - | - | поздняя зрелость (Эго-интеграция - отчаяние) |
65-75 лет | - | - | - | |
после 75 лет | - | - |