№ п/п | Название этапа | Характеристика этапа |
1. | Индукция | Организация проблемной ситуации, создание эмоционального настроя, включение подсознания, сферы чувств, формирование личного отношения к предмету обсуждения. Достигается с помощью «индуктора» – задания (слово, образ, предмет, звук, мелодия, рисунок, текст, предмет и т.п.), стимулирующего творческую деятельность ученика, требующего от него опоры на субъектный опыт (чувства, ассоциации, воспоминания и т.п.), принятия независимого решения. Предпочтительны индукторы, создающие не учебные, а реальные проблемные ситуации. В этом случае мастер сам вовлекается в поисковую деятельность наравне с учениками |
2. | Самоконструкция | Индивидуальная работа по решению проблемы: выдвижение гипотез, собственно решение, создание текстов, рисунков, выполнение проекта и т.п. Это может быть выполнение заданий, связанных с изучаемой темой или с организацией учебного процесса; создание собственных образовательных продуктов и др. Важно, что каждый участник мастерской выбирает свой способ выполнения задания, учебные материалы, темп работы |
3. | Социоконструкция | Работа в парах, группах по выполнению заданий мастера. В результате создается общий продукт: вариант решения, проект, конспект, рисунок и т.п. |
4. | Социализация (афиширование) | Общее обсуждение, обнародование того, что сделано индивидуально, в паре и группе, анализ различных гипотез и точек зрения. Может сопровождаться афишированием – представлением продуктов (результатов) деятельности учащихся и мастера в аудитории и ознакомлением всех учащихся с ними |
5. | Разрыв | Сопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников или с культурно-историческими образцами (продуктами, созданными специалистами в соответствующих областях науки, культуры, искусства) и осознание неполноты своих знаний. Приводит к эмоциональному конфликту и потребности в получении нового знания, углублении в проблему и т.п. Ситуация разрыва создает предпосылки для принятия участниками мастерской решения о развитии своего образовательного продукта, его преобразовании, отказе от него, принятии варианта, предложенного группой и т.п. |
6. | Рефлексия | Процесс осознания учащимися своей деятельности: обсуждаются применяемые в ходе мастерской или освоенные способы и методы деятельности; обозначаются нерешенные проблемы; принимаются решения о продолжении поиска решения и т.п.; анализируются чувства, эмоциональные состояния, возникающие в ходе работы мастерской |
Последовательность охарактеризованных этапов может быть различной, что и обеспечивает многообразие вариантов (алгоритмов) мастерских. Данная технология требует от педагога специальной подготовки: овладение философией, принципами данной технологии, наличие мотивации на освоение и применение технологии. Необходим также определенный уровень развития учащихся, прежде всего их творческих, исследовательских, коммуникативных умений, умений работать в группе, с литературой и др.