3.2.1. Метод «Интеллектуальные качели» предназначен для организации мыследеятельности,
смыслотворчества, полилога с целью развития мышления учащихся (в нашем случае педагогического мышления студентов). Реализуется через организацию оперативной дискуссии по предложенной проблеме или вопросу. Высказывая свое мнение, участники «раскачивают качели», при этом чем оригинальные и эмоциональнее предложенная точка зрения, тем интенсивнее «раскачиваются качели». Задача участников – интенсивнее «раскачивать качели».
План реализации: педагог предлагает проблемный вопрос или несколько вопросов для дискуссии; каждый участник по очереди высказывается по предложенной проблеме, стараясь как можно более интенсивно «раскачивать качели»; педагог следит за очередностью выступающих и может комментировать высказывания участников по ходу обсуждения; подводятся итоги, организуется рефлексивная беседа.
Метод «Собери формулировки и охарактеризуй»
Алгоритмреализации:
1. Группа делится на две команды.
|
|
2. Преподаватель предлагает две группы карточек с обобщающими словами: «Закономерности воспитания» и «Принципы воспитания».
3. Одна команда выбирает из общего набора карточек карточки с формулировкой закономерностей воспитания, другая – принципов воспитания.
4. Работа в командах по подготовке характеристики соответственно закономерностей и принципов воспитания. Каждый участник команд должен охарактеризовать одну закономерность или принцип.
5. Заслушивание устных сообщений.
Семинарское занятие № 12
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
Требования к компетентности по теме
· понимать сущность и содержательно интерпретировать понятия «метод воспитания», «форма воспитания»; осуществлять классификацию методов воспитания;
· знать и уметь характеризовать методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и опыта общественного поведения, методы стимулирования деятельности и отношений, методы контроля и самоконтроля в воспитании; раскрывать условия выбора и эффективного применения методов;
· давать общую характеристику форм воспитательной работы, осуществлять их классификацию; проектировать применение и сочетание методов, средств, форм воспитания в различных видах педагогического взаимодействия.
Вопросы для изучения и обсуждения
1. Понятие о методах и приемах воспитания.
2. Классификация и характеристика методов воспитания.
3. Формы воспитания: понятие, подходы к классификации.
4. Общая характеристика форм воспитательной работы.
5. Проблема выбора методов и форм воспитания и ее решение педагогом.
|
|
Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы:
1. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 310-346; С. 418- 439.
2. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 111-164.
3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999..- Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 94-136; С. 146-177.
4. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. VI, XI, XII.
5. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 132-139.
6. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 330-347.
7. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Минск.: Універсітэцкае, 2000. – С. 327-348.