Программа подготовки к итоговой государственной аттестации
Разделы и темы:
Введение в педагогическую профессию.
1. Общая характеристика педагогической профессии.
2. Личность учителя и его профессиональная деятельность.
3. Педагогическая деятельность. Сущность, цель, содержание.
4. Понятие «педагогическое мастерство». Структура педагогического мастерства.
5. Требование к профессиональному мастерству учителя. Профессиограмма учителя.
6. Педагогическое общение. Функции, структура и стили педагогического общения.
7. Педагогический такт учителя.
8. Убеждение и внушение в педагогическом процессе.
Общие основы педагогики.
- Педагогика как наука о воспитании.
- Педагогика в системе педагогических наук.
- Связь педагогики с другими науками.
- Методология и методы научно-педагогического исследования.
- Цель общественного воспитания на современном этапе.
- Комплексный подход к реализации цели воспитания.
- Личность как педагогическая категория. Развитие и формирование личности.
- Целостный педагогический процесс.
Теория обучения.
|
|
1. Сущность процесса обучения.
2. Структура процесса обучения.
3. Закономерности и принципы процесса обучения.
4. Содержание образования. Государственные документы, отражающие содержание образования.
5. Методы, приемы и средства обучения.
6. Урок - основная форма организации обучения.
7. Анализ различных форм организации обучения в школе.
8. Диагностика процесса обучения.
9. Технологический подход к обучению.
10. Модель полного усвоения.
11. Исследовательский подход к обучению.
Теория воспитания.
1. Сущность процесса воспитания.
2. Этапы воспитательного процесса.
3. Современные концепции воспитания.
4. Воспитательная система школы.
5. Этапы развития и критерии эффективности воспитательной системы.
6. Закономерности и принципы процесса воспитания.
7. Содержание воспитания.
8. Воспитание нравственных ценностей личности.
9. Методы приемы и средства воспитания.
10. Коллектив как средство воспитания. Воспитание личности в коллективе.
11. Стадии и пути формирования коллектива.
12. Особенности педагогического руководства деятельностью коллектива подростков.
Литература:
Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. М., 2005.
Подласый И.П. Педагогика.
Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., 2004.
Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., 2003
Смирнов В.И. Общая педагогика.
Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.
Введение в педагогическую деятельность. Под ред. Роботовой А.С. М., 2002
Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.
Вопросы:
- Педагогика как наука о воспитании. Основные педагогические понятия.
- Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- Методология и методы научно-педагогического исследования.
- Методы научно-педагогического исследования. Использование педагогической диагностики в работе учителя.
- Цель общественного воспитания на современном этапе. Комплексный подход к реализации цели воспитания.
- Личность как педагогическая категория.
- Факторы развития и формирования личности.
- Сущность целостного педагогического процесса.
- Закономерности целостного педагогического процесса.
- Этапы целостного педагогического процесса.
- Сущность процесса воспитания.
- Проблемы общественного воспитания на современном этапе.
- Современные концепции воспитания.
- Воспитательная система школы.
- Этапы развития и критерии эффективности воспитательной системы.
- Закономерности процесса воспитания.
- Принципы процесса воспитания.
- Содержание воспитания.
- Интеллектуальное воспитание.
- Трудовое воспитание.
- Физическое воспитание.
- Нравственное воспитание.
- Эстетическое воспитание.
- Методы, приемы и средства воспитания. Классификация методов воспитания.
- Характеристика методов формирования сознания.
- Характеристика методов формирования опыта социального поведения и организации деятельности.
- Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности.
- Сущностная характеристика понятия «коллектив». Признаки коллектива. Классификация коллектива.
- Воспитание личности в коллективе. Особенности педагогического руководства деятельностью коллектива подростков.
- Коллектив как средство воспитания. Стадии и пути формирования коллектива.
- Понятие «педагогическое мастерство». Структура педагогического мастерства. Требование к профессиональному мастерству учителя. Профессиограмма учителя.
- Педагогическое общение. Функции, структура и стили педагогического общения. Педагогический такт учителя.
- Убеждение и внушение в педагогическом процессе. Мастерство внушающего и убеждающего воздействия.
Вопросы и задания по разделам и темам:
|
|
- Докажите, что педагогика— это наука, культура, искусство.
- Используя факты современной жизни, показать возрастающую роль воспитания на современном этапе.
- Выделить основные проблемы педагогики на современном этапе развития общества.
- Продумать условия эффективности использования методов научно-педагогического исследования.
- В процессе взаимовлияния среды и воспитания на формирование личности, в чем конкретно сказывается роль воспитания.
- Сформулируйте цель общественного воспитания на сегодняшнем этапе развития общества и докажите ее актуальность.
- Проанализируйте цель воспитания в разных концепциях воспитания.
- Приведите доказательства или опровержения правомерности всестороннего гармоничного развития личности как цели воспитания.
- Объясните взаимосвязь дидактических категорий.
- В чем специфика предмета дидактики и чем она отличается от предмета других наук.
- Приведите примеры, иллюстрирующие реализацию функций обучения в учебном процессе.
- Проанализируйте структуру процесса обучения на конкретном примере.
- Сравните структуру обучения в традиционном и инновационном обучении
- Дайте краткую характеристику принципов обучения.
- Укажите, в чем состоит значение знания закономерностей и принципов обучения для учителя.
- На материале конкретного урока покажите пути активизации учащихся в процессе использования словесных методов обучения.
- Покажите, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения.
- Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный.
- Сформулируйте достоинства и недостатки классно - урочной системы уроков на современном этапе.
- Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру урока и покажите ее связь с переменной методической подструктурой.
- Выделите достоинства и недостатки технологического подхода к обучению.
- Проведите сравнительный анализ сущностных характеристик процесса воспитания и обучения.
- Выделите основные проблемы воспитания на современном этапе.
- Определите, от чего зависит эффективность воспитательного процесса.
- Определите, в каком соотношении находятся понятия: «социализация личности», «формирование личности», «воспитание».
- Приведите примеры внутренних противоречий процесса воспитания.
- Подробно опишите последовательные действия по воспитанию любого личностного качества.
- Докажите, что мораль представляет собой систему отношений личности к различным сторонам действительности.
- Попытайтесь определить пути осуществления нравственного воспитания в педагогическом процессе.
- Какое значение имеет авторитет воспитателя при осуществлении методов воспитания?
- Чем отличается определение системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?
Педагогические понятия: Внушение, Воспитание, Воспитательная система, Гипотеза, Диагностика обученности, Закономерность обучения и воспитания, Комплексный подход к воспитанию, Концепция воспитания, Личность, Методы воспитания и обучения, Методы научно-педагогического исследования, Наказание, Наследственность, Нравственное воспитание, Образование, Образовательная программа, Образовательная система, Образовательный маршрут, Образовательный процесс, Обучение, Парадигма, Педагогика, Педагогическая диагностика, Педагогическая система, Педагогический процесс, Принципы обучения и воспитания, Развитие, Рынок образовательных услуг, Самовоспитание, Содержание образования, Социализация, Среда, Стандарт, Структура урока, Технология обучения и воспитания, Убеждение, Учебная программа, Учебный план, Учение, Формирование, Цель общественного воспитания
|
|
Педагогические понятия:
|
|
- Внушение
- Воспитание
- Воспитательная система
- Гипотеза
- Диагностика обученности
- Закономерность обучения и воспитания
- Комплексный подход к воспитанию
- Концепция воспитания
- Личность
- Методы воспитания и обучения
- Методы научно-педагогического исследования
- Наказание
- Наследственность
- Нравственное воспитание
- Образование
- Образовательная программа
- Образовательная система
- Образовательный маршрут
- Образовательный процесс
- Обучение
- Парадигма
- Педагогика
- Педагогическая диагностика
- Педагогическая система
- Педагогический процесс
- Принципы обучения и воспитания
- Развитие
- Рынок образовательных услуг
- Самовоспитание
- Содержание образования
- Социализация
- Среда
- Стандарт
- Структура урока
- Технология обучения и воспитания
- Убеждение
- Учебная программа
- Учебный план
- Учение
- Формирование
- Цель общественного воспитания