Раздел 1: методологические основы педагогики

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилевский государственный университет

Им. А.А. Кулешова»

Ректор

УО «МГУ им. А.А. Кулешова»

__________ /К.М. Бондаренко/

«____» ___________ 2010 г.

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПЕДАГОГИКЕ

Могилев

2010 г.


Автор-разработчик: Снопкова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики УО «МГУ им. А. А. Кулешова»

Программа рекомендована к утверждению кафедрой педагогики

УО «МГУ им А.А. Кулешова»

пр. № 8 от 5 марта 2010 г.

Зав. каф. педагогики _______________ /Е.И. Снопкова/

Программа утверждена советом факультета педагогики и психологии детства УО «МГУ им. А.А. Кулешова»

пр. № 10 от 8 апреля 2010 г.

Декан факультета ________________ /И.А. Комарова/

Программа утверждена научно-методическим советом

УО «МГУ им. А.А. Кулешова»

пр. № _____ от _____________ 2010 г.

Председатель НМС ________________ /М.И. Вишневский/


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПЕДАГОГИКЕ

ВВЕДЕНИЕ

Личностно ориентированный подход в педагогике. Гуманизация отношения к ребёнку, признание самоценности детства, личности ребёнка, его прав. Международные документы: «Декларация прав ребёнка» (1959г.), «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.) как морально-правовые основы педагогической деятельности по защите прав ребёнка.

Отражение идей международных документов о правах детей в законодательных актах Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» как основа национального плана действий по защите прав детей. Этика отношения к детству в ее историческом развитии.

Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе.

РАЗДЕЛ 1: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ТЕМА 1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Донаучный период развития педагогики. Возникновение и развитие педагогики как науки. Развитие педагогической теории в различные исторические периоды, концептуальные идеи зарубежных и российских педагогов.

Генезис педагогической мысли Беларуси (Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский, М. Смотритский, С. Полоцкий и др.). Современная педагогическая мысль Беларуси.

Источники развития педагогики как науки: народная педагогика, педагогическая практика, художественно-педагогическая литература, экспериментальные исследования и др.

Структура современной педагогики, её основные отрасли.

Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогической науки и практики.

ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Понятие методологии педагогики и ее уровни.

Основные категории педагогики – образование, обучение, воспитание, развитие и их взаимосвязь.

Понятие педагогического исследования, его организация и этапы.

Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования. Выбор методов исследования.

Наблюдение и его виды. Опросные методы исследования. Методы социометрии. Педагогический эксперимент, назначение, виды, методика проведения.

Математические и статистические методы исследования.

ТЕМА 3. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Образование и общество. Непрерывное образование. Понятие о системе и структуре образования. Современная система образования в Республике Беларусь, её принципы, структурные компоненты. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Закон Республики Беларусь «Об образовании»: принципы государственной политики в сфере образования, структура национальной системы образования, основное и дополнительное образование, формы получения образования, требования к организации образовательного процесса, учреждения образования.

Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании». Государственная политика в сфере общего среднего образования, задачи, образовательные стандарты, научно-методическое обеспечение, структура общего среднего образования, типы общеобразовательных учреждений.

ТЕМА 4. ПЕДАГОГ: ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИЯ

Понятие «педагогическая профессия»: сущность и содержание. История профессии, причины её появления. Социальная значимость профессии педагога в современном обществе.

Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Личная и профессиональная культура педагога. Профессиональные способности: организаторские, дидактические, коммуникативные, исследовательские и др.

Характеристика педагогической деятельности. Творческий характер профессиональной деятельности педагога, её гуманистическая направленность.

Личностные качества педагога: гуманизм, активность, самостоятельность, креативность, выдержка, самообладание, справедливость, ответственность, честность, доброта, эмпатия, требовательность и др.

ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Человек как биосоциодуховное существо. Человек как высшая ценность. Понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.

Факторы и условия развития личности. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности. Движущие силы процесса развития личности.

Социализация как процесс включения индивида в жизнь общества, вхождения в систему социальных отношений, освоения социальных ценностей, норм, ролей, правил поведения. Двусторонний характер процесса социализации, формы социализации.

Возрастная периодизация развития личности. Современные подходы к периодизации возрастного развития. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей в педагогическом процессе. Ребенок дошкольного возраста. Младший школьник.

Роль воспитания в развитии личности. Самовоспитание в структуре формирования личности. Дифференцированный подход к воспитанию.

Роль обучения в развитии личности, научные подходы на соотношение обучения и развития.

РАЗДЕЛ 2: ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: