Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Могилевский государственный университет
Им. А.А. Кулешова»
Ректор
УО «МГУ им. А.А. Кулешова»
__________ /К.М. Бондаренко/
«____» ___________ 2010 г.
ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПЕДАГОГИКЕ
Могилев
2010 г.
Автор-разработчик: Снопкова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики УО «МГУ им. А. А. Кулешова»
Программа рекомендована к утверждению кафедрой педагогики
УО «МГУ им А.А. Кулешова»
пр. № 8 от 5 марта 2010 г.
Зав. каф. педагогики _______________ /Е.И. Снопкова/
Программа утверждена советом факультета педагогики и психологии детства УО «МГУ им. А.А. Кулешова»
пр. № 10 от 8 апреля 2010 г.
Декан факультета ________________ /И.А. Комарова/
Программа утверждена научно-методическим советом
УО «МГУ им. А.А. Кулешова»
пр. № _____ от _____________ 2010 г.
Председатель НМС ________________ /М.И. Вишневский/
ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПЕДАГОГИКЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Личностно ориентированный подход в педагогике. Гуманизация отношения к ребёнку, признание самоценности детства, личности ребёнка, его прав. Международные документы: «Декларация прав ребёнка» (1959г.), «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.) как морально-правовые основы педагогической деятельности по защите прав ребёнка.
Отражение идей международных документов о правах детей в законодательных актах Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» как основа национального плана действий по защите прав детей. Этика отношения к детству в ее историческом развитии.
Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе.
РАЗДЕЛ 1: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
ТЕМА 1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Донаучный период развития педагогики. Возникновение и развитие педагогики как науки. Развитие педагогической теории в различные исторические периоды, концептуальные идеи зарубежных и российских педагогов.
Генезис педагогической мысли Беларуси (Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский, М. Смотритский, С. Полоцкий и др.). Современная педагогическая мысль Беларуси.
Источники развития педагогики как науки: народная педагогика, педагогическая практика, художественно-педагогическая литература, экспериментальные исследования и др.
Структура современной педагогики, её основные отрасли.
Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогической науки и практики.
ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
|
|
Понятие методологии педагогики и ее уровни.
Основные категории педагогики – образование, обучение, воспитание, развитие и их взаимосвязь.
Понятие педагогического исследования, его организация и этапы.
Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования. Выбор методов исследования.
Наблюдение и его виды. Опросные методы исследования. Методы социометрии. Педагогический эксперимент, назначение, виды, методика проведения.
Математические и статистические методы исследования.
ТЕМА 3. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Образование и общество. Непрерывное образование. Понятие о системе и структуре образования. Современная система образования в Республике Беларусь, её принципы, структурные компоненты. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Закон Республики Беларусь «Об образовании»: принципы государственной политики в сфере образования, структура национальной системы образования, основное и дополнительное образование, формы получения образования, требования к организации образовательного процесса, учреждения образования.
Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании». Государственная политика в сфере общего среднего образования, задачи, образовательные стандарты, научно-методическое обеспечение, структура общего среднего образования, типы общеобразовательных учреждений.
ТЕМА 4. ПЕДАГОГ: ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИЯ
Понятие «педагогическая профессия»: сущность и содержание. История профессии, причины её появления. Социальная значимость профессии педагога в современном обществе.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Личная и профессиональная культура педагога. Профессиональные способности: организаторские, дидактические, коммуникативные, исследовательские и др.
Характеристика педагогической деятельности. Творческий характер профессиональной деятельности педагога, её гуманистическая направленность.
Личностные качества педагога: гуманизм, активность, самостоятельность, креативность, выдержка, самообладание, справедливость, ответственность, честность, доброта, эмпатия, требовательность и др.
ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Человек как биосоциодуховное существо. Человек как высшая ценность. Понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.
Факторы и условия развития личности. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности. Движущие силы процесса развития личности.
Социализация как процесс включения индивида в жизнь общества, вхождения в систему социальных отношений, освоения социальных ценностей, норм, ролей, правил поведения. Двусторонний характер процесса социализации, формы социализации.
Возрастная периодизация развития личности. Современные подходы к периодизации возрастного развития. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей в педагогическом процессе. Ребенок дошкольного возраста. Младший школьник.
Роль воспитания в развитии личности. Самовоспитание в структуре формирования личности. Дифференцированный подход к воспитанию.
Роль обучения в развитии личности, научные подходы на соотношение обучения и развития.
РАЗДЕЛ 2: ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ