Тема. Содержание воспитания: понятие, структура

Семинар №1.

Тема. Цель воспитания: анализ подходов и оснований.

Вопросы для обсуждения:

1. Культурно-исторический характер цели воспитания.

2. Подходы к определению цели воспитания в исторической ретроспективе.

3. Философские основания цели воспитания.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.1, Глава «Цели воспитания») – стр. 127 – 153.

Дополнительная литература:

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 18-24 (п. 1.4. Ценности воспитательной деятельности)

Задания:

1. Используя источник 1 (стр. 127-132), проанализируйте изменение цели воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений. Изученный материал систематизируйте в таблице:

Общественно-экономическая формация Особенности периода Способ производства Особенности производственных отношений Цель воспитания Причины изменения цели воспитания
           

2. Используя источник 1 (стр. 133-136), проанализируйте разнообразие подходов к определению цели воспитания в различные периоды истории. Материал систематизируйте в таблице:

Автор Даты жизни (см. педагогическую энциклопедию) Цель воспитания
     

На основании материала в таблице, сделайте вывод о тенденциях изменения цели воспитания с течением времени.

3. Используя источник 1 (стр. 145-153) и 2, проанализируйте специфику цели воспитания в зависимости от философского основания концепции. Материал систематизируйте в таблице:

Философско-педагогическое направление Цель воспитания Ценности, лежащие в основании Цитата, характеризующая цель Представители
Прагматизм        
Неопозитивизм        
Экзистенциализм        
Неотомизм        
Бихевиоризм        

Количество часов на самостоятельную работу: 3

Форма контроля: опрос на семинаре.

Семинар №2.

Тема. Содержание воспитания: понятие, структура.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о содержании воспитания

2. Функциональный подход к определению содержания воспитания.

3. Социальный подход к определению содержания воспитания..

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Сущность и содержание процесса воспитания») – стр. 27 –30.

Дополнительная литература:

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – стр. 124 – 138 (п.п. 5.2. Содержание воспитательной деятельности)

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. – стр. 63-67 (Гл.3 Цель воспитания как педагогическая проблема, п.3 Содержание понятия «всестороннее развития личности»).

4. http://bim-bad.ru/ (статья В.А. Ситарова «Содержание образования»)

Задания:

1. Используя все предложенные источники, проанализируйте понятие о содержании воспитания, его специфику и структуру. Изученный материал систематизируйте в таблице:

Понятие (автор, понятие – выписать разные подходы)  
Отличие содержания воспитания от содержания обучения  
Структурные единицы содержания воспитания (автор, описание структуры)  

2. Источник 3, охарактеризуйте функциональный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:

Направление содержания воспитания Цель Информационный уровень Операционный уровень Аксиологический уровень
Умственное        
Нравственное        
Физическое        
Трудовое        
Эстетическое        

3. Используя источник 1, охарактеризуйте социальный подход к определению содержания воспитания по структурным компонентам. Результаты зафиксируйте в таблице:

Направление содержания воспитания Цель Информационный уровень Операционный уровень Аксиологический уровень
Семьянин        
Работник        
Гражданин        

4. На основе изученного материала составьте кластер «Содержание воспитания».

Количество часов на самостоятельную работу: 4.

Форма контроля: опрос на семинаре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: