Цель: создание условий для освоения студентами умения идентифицировать уровень развития коллектива.
Базовые знания:
1. Понятие о коллективе.
2. Модели взаимодействия личности и коллектива.
Задания для подготовки к практической работе:
1. Используя предложенную литературу, дайте определение понятию «коллектив», охарактеризуйте признаки коллектива. Изученный материал систематизируйте в таблице:
Понятие «коллектив» | Признаки коллектива | Синквейн на понятие «коллектив» |
2. Используя предложенную литературу, охарактеризуйте модели взаимодействия личности и коллектива по предложенным параметрам:
Модель взаимодействия | Характеристика | Синквейн |
3. Используя предложенную литературу, проанализируйте особенности классификаций уровня развития коллектива и составьте схему соотношений стадий развития коллектива по различным классификациям. Изученный материал представьте в таблице:
Оценка уровня развития коллектива (по А.С. Макаренко) | Схема (график) соотношения уровней | |
Стадия развития | Основные признаки | |
Оценка уровня развития коллектива (по А.Н. Лутошкину) | ||
Оценка уровня развития коллектива (по Л.И. Уманскому - А.С. Чернышеву) | ||
4. Подберите отрывки из произведений (2-3), характеризующие в своем содержании ту или иную стадию развития коллектива.
Задания:
1. Постановка цели занятия.
2. Контроль выполнения заданий, данных для подготовки к занятиям.
3. Актуализация знаний о понятии «коллектив» и классификаций уровня его развития, посредством анализа составленных схем соотношения.
4. Формирование у студентов умения идентифицировать уровень развития коллектива:
- по предложенным отрывкам идентифицировать уровень развития коллектива по все изученным классификациям;
- предложить для анализа свой отрывок, позволяющий оценить уровень развития коллектива.
5. Формирование у студентов умения характеризовать коллектив как объект и как субъект воспитания:
- по предложенным отрывкам идентифицировать признаки коллектива как объекта воспитания и как субъекта воспитания;
- предложить для анализа свой отрывок, позволяющий охарактеризовать объектные и субъектные признаки коллектива.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
2. Педагогика [Текст]: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. общ-во России, 2008. – (п.п. 18.3 Группа в социальном пространстве воспитательного процесса) стр. 532 –537.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Воспитание личности в коллективе») – стр.59 – 92
4. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. – (Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания) стр. 348 – 365.
Дополнительная литература:
5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой – М., Просвещение, 1978 – стр.97 – 113.
6. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. – М., Московский психолого-социальный институт, 2005. - стр.265 – 271.