Тема 3.12. Взаимоотношения коллектива и личности

Задача № 1. Развитие коллектива предполагает знание того, что из себя представляет маршрут движения, далеко ли ты ушел от начального этапа, где ты находишься сейчас, какой путь предстоит еще проделать, чтобы добиться цели. Стадии развития коллектива можно представить образно:

"Песчаная россыпь". Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - так много песчинок собрано вместе, но в то же время замечаешь, что ничто не объединяет их между собой. Подует легкий ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше. Дунет ветер сильнее - разнесет песчинки в стороны, пока их кто-нибудь не соберет опять вместе. Есть группы ребят, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься - каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объединяло, неинтересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу навстречу. Отсутствуют в таких группах авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята. И потому "песчаная россыпь" не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

"Мерцающий маяк". В штормящем море и начинающему, и опытному мореходу маяк приносит уверенность - курс выбран правильно. Маяки не горят постоянно, а периодически выбрасывают пучки света, как бы говоря: "Я здесь, я готов прийти на помощь". Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный путь. Однако ребятам не всегда хватает сил собрать свою волю, проявить настойчивость в достижении общей цели, подчиниться коллективным требованиям. Активность проявляется всплесками...

"Алый парус". Алый парус - символ устремленности вперед, дружеской верности, неуспокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу: "Один за всех, все - за одного". Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав "парусника" - знающие и надежные организаторы, верные товарищи. Здесь нет пассажиров, все члены экипажа. Вместе радуются удачам, огорчаются, когда кому-нибудь плохо. Коллектив интересуется не только собственными делами, но и делами других. Правда, не скажешь, что здесь готовы в любую минуту прийти на помощь другим коллективам, которые в этом нуждаются. Стремление к этому есть, но его еще надо подтвердить делами. Случается, что буря и ненастье нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.

Познакомив ребят с этапами развития коллектива, педагоги попросили рассказать, как каждый класс движется к вершине, что помогает и что мешает движению, что нужно, чтобы коллектив класса стал сплоченным, дружным.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения стадий развития детского коллектива

2.Дайте определения понятиям «коллектив», «стадии развития коллектива»

3.Раскройте классификацию стадий развития детского коллектива, предложенную А.С. Макаренко.

4.Определите, какие стадии развития коллектива представлены в станциях-символах, аргументируйте свое мнение 5-6 аргументами.

5.Достоверную ли информацию об уровне развития коллектива получит учитель? Докажите свою точку зрения.

6.Предложите варианты различных диагностических методик, позволяющих выявить уровень развития коллектива (1-2).

Задача № 2. - Так вот, Светлана Михайловна, к вашему сведению, есть в педагогике такой метод - параллельного действия. Действуем на одного - воспитываем на примере его других. Слышали?

- Слышала,- вздохнула студентка-практикантка.

- Сдавала недавно педагогику.

- Вот именно, сдавали,- укоризненно произнес начальник лагеря,- а усвоить - не усвоили. Опять в вашем отряде Никифоров отличился, зеленую смородину в саду оборвал. Говорили вы с ним?

- Говорила. Обещание дал.

- Обещание он дает ежедневно. Здесь только через коллектив нужно. Испытанный метод - параллельное действие. Придется самому заняться.

На вечерней общелагерной линейке перед строем стоял Никифоров. Он чистосердечно признался, что смородину оборвал в том углу сада (четыреста голов повернулись, чтобы зафиксировать объект его интересов), что нужна она была ему для стрельбы из трубочек, которые он срезал в другом углу сада, и пообещал, что он "больше не будет". А потом последовали слова осуждения начальника лагеря и очередные заверения Никифорова о прекращении военных действий...

Начальник и не подозревал, что битва началась на следующий день сразу после завтрака. Девчонок встретили дружные смородинные залпы мальчишек. Вечером выяснилось, что в баталиях участвовал чуть ли не весь лагерь. Только Никифоров в этой битве не участвовал, к нему в этот день приехала мама.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения методов воспитания коллектива и личности.

2.Дайте определение понятию «коллектив», «личность», «воспитание», «методы воспитания», «метод параллельного педагогического действия».

3.При каком условии метод параллельного педагогического действия результативен?

4.Предложите свой вариант работы с мальчиком.

Задача № 3. Классный руководитель спешит организовать в новом для нее классе интересные дела: сентябрьские походы, практикумы-конкурсы "Самый вежливый в классе", КВН, "Будьте любезны", устный журнал "Расскажи мне обо мне", трудовые десанты и др. Поручения распределяет коллектив, учитывая интересы товарищей. Главный принцип работы классного руководителя - опора на положительное и индивидуальный подход к каждому. Благодаря походам и практическим делам педагог узнает своих воспитанников и вместе с классом ищет каждому индивидуальное занятие. Так, в походе классный руководитель узнала причину неприязни товарищей к Людмиле, которая говорила:

- Не трогайте, это мои грибы, я их нашла!

А потом в анкете подруги Люды нашла запись: "Люда - хозяйка, бережливая и очень заботливая". И классный руководитель использует эту положительную черту. По ее предложению Люду выбрали старостой. Решили: пусть позаботится о всех. И лучшего старосты у них не было. И так каждому - дело по душе и по способностям.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения методов воспитания коллектива и личности.

2.Дайте определение понятию «коллектив», «личность», «воспитание», «методы воспитании.

3.В соответствии, с какими закономерностями процесса воспитания построил свою деятельность учитель? Докажите.

5.Какие методы воспитания были использованы учителем в данной ситуации. Оцените их эффективность.

4.Предложите свой вариант работы классного руководителя с новым для него классным коллективом.

5.Какие условия обеспечивают положительное влияние коллектива на личность каждого ученика?

Задача № 4. Проводя исследование неофициальной структуры коллектива учащихся, классный руководитель установил, что наибольшим авторитетом среди ребят пользуется малообщительный Сережа С, а очень активный Слава Т. получил всего три выбора.

Можно ли на основании этого сказать, что Слава неправильно избран в актив и его надо заменить Сережей? Как должен теперь поступить классный руководитель?

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения социометрической структуры классного коллектива.

2.Раскройте сущность понятия социометрическая структура коллектива, назовите возможные статусные роли.

3.Какие методы педагогического исследования для выявления структуры коллектива может использовать учитель? Каковы условия их эффективности?

4.Предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации.

Задача № 5. По тропе устало брели подростки с рюкзаками. До привала еще три километра. Неожиданно цепочка распалась. Мальчик упал на жухлую траву, спрятал лицо в ладонях. Слезы оставляли на пыльных щеках светлые бороздки. Поражало, что эта картина ни в ком не вызвала сочувствия. Лишь физрук тревожно спрашивал, что случилось. Мальчик со стоном стянул носок. Ступня была стерта в кровь. Ребята переглянулись: этого и следовало ожидать, его и брать-то не хотели.

Но ситуация складывалась серьезная. Тут бы поскорее добраться до привала, но... он ведь на самом деле не может идти. Не бросать же его одного в голой степи. И мальчишки, по двое скрестив руки, донесли его до соседней станции. Там притащили горемыке ведро холодной воды, отмыли окровавленные ноги, соорудили нехитрые тапочки. И он, прихрамывая, пошел дальше. Поход продолжался. Но после этого случая мальчишку будто подменили. Кажется, растаяла в его сердце какая-то льдинка. Стал он общительнее, внимательнее к товарищам.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения теории коллектива.

2. Дайте определение понятиям «коллектив», «стадии развития коллектива».

3.На какой стадии развития (классификация А.С. Макаренко) находится данный коллектив? Аргументируйте свою точку зрения 4-5 аргументами.

4.Что послужило основой изменения отношения подростка к своим одноклассникам?

5.Какова роль педагогов в формировании у учащихся чувства коллективизма?

Задача № 6. Два параллельных 8-х класса считались в школе сплоченными, работоспособными коллективами. В этих классах всегда был порядок, на

Уроках ученики сидели спокойно, и на переменах их ставили в пример.

В одно из осенних воскресений все старшеклассники поехали на уборку картофеля. Все работали с большой охотой. Но вот начался дождь. Ученики 8-го «Б» побросали мешки с картофелем и побежали в укрытие. Совсем по-иному вели себя учащиеся 8-го «А» класса. Они оставили работу только тогда, кода все мешки вынесли к дороге.

Во время вынужденного отдыха ученики этих классов вели себя по-разному.

Учащиеся 8-го «А» класса сели вместе, постелили газеты, выложили на них принесенные из дома продукты и коллективно начали обедать. Остатки еды они убрали. Ожидая машины, по очереди рассказывали, что интересного они видели или читали.

Девочки и мальчики из 8-го «Б» обедали в одиночку или небольшими группами, оставив после себя мусор. Когда учитель предложил одному из учеников этого класса все убрать, то удивился, почему «именно ему» надо выполнять эту работу.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения стадий развития детского коллектива

2.Дайте определения понятиям «коллектив», «стадии развития коллектива»

3.Раскройте классификацию стадий развития детского коллектива, предложенную А.С. Макаренко.

4.Определите, на какой стадии развития коллектива находятся классы 8 го «А» и 8 го «Б». Аргументируйте свое мнение 3-4 аргументами.

5.Предложите варианты различных диагностических методик, позволяющих выявить уровень развития коллектива (1-2).

Задача № 7. Как-то в одном из X классов писали контрольную работу. Два друга сидели рядом. И тот, что был в физике слабее, отложив в сторону свой вариант задачек, аккуратно переписал в свою тетрадь решение друга.

- Кто из вас писал чужой вариант? - спросила учительница. Вопрос был явно никчемным. Все в классе и она тоже знали на него ответ.

- Я писал свой,- не моргнув глазом, ответил списавший.

- Тогда пятерку ставлю тебе, соседу - единицу.

Но такая позиция учителя резонанса в классе не вызвала (кто-то ухмыльнулся, кто-то пожал плечами, и все).

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения стадий развития детского коллектива

2.Дайте определения понятиям «коллектив», «стадии развития коллектива»

3.Раскройте классификацию стадий развития детского коллектива, предложенную А.С. Макаренко.

4.Как называется воспитательный прием, который использовал классный руководитель? 5.Что следует предпринять классному руководителю, чтобы подобные воспитательные приемы были результативными?

Задача № 8. Однажды весь класс ушел с урока. Во всем этом чувствовалось чье-то влияние. Но чье? Организатор не объявлялся. Тогда, потеряв терпение, классный руководитель заявил: будете наказаны - не пойдете в кино.

Ребята заволновались. Они видели отрывки из кинофильмов в рекламных роликах, у них столько разговоров было о том, что скоро они смогут посмотреть его, и вдруг такой запрет. Классный руководитель был недоволен собой - сетовал на свою поспешность, нелепость наказания.

Грустные мысли одолевали его, когда в дверь кто-то постучал. На пороге учительской стоял смущенный Анатолий А.

- Виктор Васильевич, это я подговорил ребят уйти с урока. Не наказывайте всех... Виноват я один...

Анатолий рассказал подробности. Классный руководитель вместе с ним пошел в класс, где ждали ребята. Вот когда состоялся откровенный разговор.

- Ну, а вы-то все - овечки? - спросил у ребят учитель.- Молча пошли за дезорганизатором?

- Да мы говорили,- поднялась Надя Л.,- стыдили его и мальчишек, даже стали голосовать - уходить с урока или нет.

Тут Валька как закричит: "Кто голосует против - трусы и подлизы!" Тогда все ушли...

- Кого будем наказывать? - спросил классный руководитель.

- Нас обоих! - выкрикнул Валентин.- И еще кого-то, кто нам записочки прислал, что надо организовать уход с урока... Я знаю, кто писал, но не скажу. Пусть сам признается.

Все тридцать голов повернулись к Нине. Она сидела с невозмутимым видом.

- Докажите! Кто видел? - она оглянулась на ребят, ища у них поддержки.

Но никто ее не поддержал. Никто не отвернулся, не спрятал осуждающего взгляда. Единогласно, включая и самих подстрекателей, класс вынес строгий выговор Анатолию, Вале, Нине.

Классный руководитель радовался: наконец в классе состоялось настоящее собрание - принципиальное и требовательное.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения методов воспитания коллектива и личности.

2.Дайте определение понятию «коллектив», «личность», «воспитание», «методы воспитании.

3.В соответствии, с какими закономерностями процесса воспитания построил свою деятельность учитель? Докажите.

4.Какие методы воспитания были использованы учителем в данной ситуации. Оцените их эффективность.

5.Можно ли наказывать весь коллектив? При каком условии этот метод воспитания будет результативным?

6.Предложите свой вариант работы классного руководителя классным коллективом.

7.Какие условия обеспечивают положительное влияние коллектива на личность каждого ученика?

Задача № 9. Выйдя из класса после звонка, Саша тут же затеял драку с одноклассником.

- Руки чешутся? - остановил его классный руководитель.

- А я, знаете, привык,- спокойно ответил он.

- Придется расстаться с плохой привычкой.

Мальчик только пожал плечами и молча отошел в сторону. Был он нервный, легко возбудимый, рос без отца. Ему никого не было жаль, никаких правил он не признавал. Свободное время проводил на пустыре. С группой товарищей он построил шалаш, в котором собирались для обсуждения плана длительного путешествия. Уже принесли одеяла, одежду, осталось накопить денег. А рядом класс жил бурной жизнью: ребята ходили в поход, боролись за присвоение их отряду имени героя. И только Саша ко всему был безучастен. Товарищи относились к нему терпимо, но не уважали.

Однажды в шалаш к Саше пришли классный руководитель и Павлик, с мнением которого Саша более или менее считался. Постепенно Саша разговорился и поделился своими планами о путешествии.

- Эх ты, путешественник! - сказал Павлик.- Да ты же собрался бродяжничать, что карается законом. Тебя с первого же товарняка снимут и отправят в милицию.

Саша, как ни странно, не возражал, не артачился. А потом, спустя несколько дней, пошел со всем классом в поход. Пришел без лыж, без провизии, легко одетым. Но ребята позаботились о нем: кто-то сходил домой, принес запасные лыжи. Зато в походе Саша был незаменим. Помогал тем, кто уставал. С этого момента началось перерождение подростка.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения выделения стадий вхождения личности в коллектив.

2.Выделите стадии вхождения мальчика в коллектив, подтвердив примерами из текста задачи.

3. На какой стадии развития находился коллектив класса? Аргументируйте свой ответ, опираясь на теорию коллектива, разработанную А.С. Макаренко.

4.Сделайте вывод о значении уровня сплоченности коллектива и психологического комфорта личности в коллективе.

Задача № 10. В классе сложилась следующая ситуация: в течение нескольких лет устойчивый стабильный "актив" командовал, а "пассив" подчинялся, но все больше и больше сопротивлялся неравноправному положению. Новый классный руководитель решил исправить ошибку своего предшественника, принял кардинальные меры. В классе были проведены перевыборы. "Пассив" занял место "актива". Класс принял новшество с интересом. Однако через неделю-две стало ясно, что перевыборы не оправдали себя. Новые активисты частью отошли от своих обязанностей, частью начали наводить порядок с позиции силы. В классе появились новые группировки, "пассив" быстро удвоился.

1. В чем педагогический просчет классного руководителя?

2. При соблюдении каких условий актив способствует сплочению коллектива класса? Каковы особенности школьного самоуправления?

3.Как добиться коллегиальной взаимозаменяемости в классном коллективе?

4.Как следовало поступить в сложившейся ситуации? Предложите свой вариант работы с классом.

Тема 3.13. Изучение воспитательной системы школы

Задача № 1. Угостили маленькую Вареньку шоколадкой. Девочка отломила крошечный кусочек и побежала к маме: «На». «Добрая девочка, - похвалила мама, -кушай сама, ты у нас маленькая». Варенька подносит угощение бабушке. Та делает вид, что откусила, причмокивает, хвалит внучку: «Щедрая девочка. Как вкусно! Спасибо!» Варенька подносит угощенье деду, но он отказывается: «Я и так знаю, что ты у нас не жадная, добрая». Дедушка гладит ее по голове. Варенька бежит к сестренке – школьнице, подносит ко рту кусочек шоколадки. И..вмиг шоколадка исчезает за щекой!

Расплакалась Варенька. И мама, и бабушка, и дед разом обрушились на старшую сестру: «Как не стыдно, обидела маленькую! Большая, а не понимает!» Варенька перестала плакать, вслушивается в реплики взрослых, видно, что она согласно с мнением старших.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения выявления методов воспитания.

2.Дайте определение понятию «метод обучения», «прием обучения», «классификация методов воспитания».

3.Раскройте известную вам классификацию методов воспитания.

4. Какие методы воспитания описаны в данной ситуации? Докажите.

5. Проанализируйте действия взрослых, правильно ли они оценивают поведение Вареньки и ее сестры? Аргументируйте свое мнение.

6. Какие черты характера могут сформироваться у девочки в данной ситуации?

Задача № 2. "Работая с первым классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу - используя психологические особенности младшего школьного возраста, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившийся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указаниям педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах.

Способ решения. Учительница раздала ученикам по спичке и попросила, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого уверенно и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана.

- Почему у тебя спичка сломана? - спросила учительница.

- Я ее поломал, чтобы она не росла, - ответил мальчик.

Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи.

Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения выявления методов воспитания.

2.Дайте определение понятию «метод обучения», «прием обучения», «классификация методов воспитания».

3.Раскройте известную вам классификацию методов воспитания.

4. Какие методы воспитания использовал учитель? Докажите.

5.Выделите в тексте момент, раскрывающий психологический аспект решения педагогической задачи.

6.Как бы вы поступили на месте педагога в подобных обстоятельствах? Предложите свой вариант решения задачи.

Задача № 3. "Бенджамин Франклин (1706-1790) - выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов Декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:

1. Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.

2. Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

3. Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.

4. Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

5. Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.

6. Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые, мысли и помыслы.

7. Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

8. Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.

9. Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

10. Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.

11. Скромность и т.д.

«Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта...»

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения организации процесса самовоспитания.

2. Дайте определение понятиям «воспитание», «самовоспитание». Сравните эти понятия с точки зрения субъекта и объекта воспитания.

3. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором они важны для вас, начиная с самого главного.

4.Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ Я».

Задача № 4. Как-то ученица IX класса Люба Г. на вопрос учителя: почему она плохо учится? - заявила, что у нее плохая память. Учитель, услышав такую мотивировку, сделал целое "психологическое отступление" на уроке. Он рассказал, что эксперименты ученых-психологов доказали: у большинства людей, жалующихся на плохую память, она нормальная и даже хорошая. Учитель не ограничился этим. Он провел беседу о памяти с использованием экспериментальных методик, которые помогли учащимся разобраться в особенностях их памяти. Люба Г. была поражена тем, что у нее развито абстрактное мышление и память хорошая. После беседы девушка с уважением стала относиться к себе. В выполнении домашних заданий стала руководствоваться методическими советами учителя. Постепенно она научилась работать не только с учебником и конспектами, но и с дополнительной литературой. Позже она с благодарностью заявила: "Я почувствовала себя полноценным человеком. Мне интересно стало учиться".

Какова роль учителя в оказании школьникам помощи при изучении своего "я"? Как стимулировать у воспитанника процесс самовоспитания? Как самовоспитание влияет на развитие личности?

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения стимулирования у воспитанников процесса самовоспитания.

2.Раскройте структурные компоненты «Я – концепция».

3.Как самовоспитание влияет на развитие личности?

4.Каким образом использование методов педагогического исследования способствовало формированию внутренних мотивов учения?

Задача № 5. Прочитайте педагогическую ситуацию

На родительском собрании в детском саду отец пятилетнего Саши поделился воспоминаниями о своем детстве: «Я шел с отцом через лесок. Уже темнело, и я взял отца за руку. Отец почувствовав мое состояние, предложил мне дойти одному до тропинки, которая была недалеко от нас, и подождать его там. Было страшно, но показать себя трусом перед отцом я не мог и прошел вперед по тропинке. В кустах что то хрустнуло, о я твердо шел вперед. Когда я дошел до тропинки, отец крепко пожал мне руку». Так же сейчас я поступлю и со своим сыном.

1.Проанализируйте предложенную ситуацию с точки зрения выявления методов воспитания

2.Какие методы воспитания описаны в задаче?Докажите.

3.Прав ли был отец? Аргументируйте свое мнение

4.Сделайте вывод о значении данных методов воспитания в формировании волевых качеств личности

Задача № 6. В VI классе недавно побелили стены. Классный руководитель Алла Михайловна провела беседу с ребятами о необходимости поддерживать чистоту. На следующий день на стене появились пятна. Когда учительница увидела их, она выбежала из класса и через три минуты вернулась с ведром воды и щетками. Она подошла к стене и стала ее скрести и отмывать. Этого никто не ожидал. Класс ошеломленно молчал. И вдруг все бросились с мест.

- Алла Михайловна, да зачем вы сами-то? Давайте мы...- щетки быстро перешли в ребячьи руки. Работали дружно, сосредоточенно, заглаживая вину.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения методов воспитания

2.Дайте определение понятию «воспитание», «метод воспитания», «прием воспитания», «классификация методов воспитания»

3.Какой метод воспитания использовала учительница? Каковы условия его эффективности?

4.Какое влияние на воспитательный результат оказывает первая реакция учителя на случившееся?

Задача № 7. "Дядя Матвей, получай письмо..." - Почтальон тетя Даша держит в одной руке конверт, а в другой бойко колотит в калитку моего соседа Матвея Петровича. Матвей Петрович бережно берет письмо и направляется ко мне.

- Ну-ка, милый человек, почитай, что Шурка пишет,- говорит он.

Я не в первый раз читаю ему письма, которые приходят от Шуры Сапожникова.

Ах, Матвей Петрович, если б ты знал, с каким сложным, противоречивым чувством я всегда беру эти солдатские письма! Ведь пишет их мой бывший ученик. Пишет не мне, классному руководителю, а моему соседу...

Несколько лет назад мой рабочий день в школе начинался с таких сообщений:

- Ваш Сапожников разбил в коридоре стекло,- говорил дежурный учитель.

- Сапожников опять сбежал с урока пения...

- Ваш Сапожников спрятал мой циркуль,- жаловался учитель математики.

Получив подобную информацию, я, естественно, шел в класс не в самом радужном настроении. Отца у Саньки не было. Он ушел из семьи два года назад, когда жена упала с велосипеда и сломала ногу. Следить за мальчиком было некому. Мальчик совсем отбился от рук. А я, как классный руководитель, даже не знал, с какой стороны к нему подступиться, потому что он попросту не разговаривал. И во мне с каждым днем все больше росло раздражение и неприязнь к этому неисправимому мальчишке, и я уже не мог спокойно с ним разговаривать. Со временем я научился пропускать мимо ушей жалобы учителей. Знал - все равно ведь ничего не изменишь, только настроение себе испортишь. Трудно сказать, чем бы все это кончилось, если бы не случай. Наверное, не было в селе такого сада, в котором не побывал бы Санька. Впрочем, нет, такой сад был - моего соседа Матвея Петровича. Видимо, парнишка боялся забраться в него, уж больно строг был хозяин. Но однажды все-таки решил Санька залезть в этот сад, и сразу же был пойман. Такого с ним никогда не случалось. Может быть, поэтому он и не пытался удирать, хотя в первую минуту такая возможность была. Санька сжался в комок и дал себе слово не кричать, если его даже будут бить. А то, что ему сейчас здорово влетит, в этом он не сомневался.

- Ну, здоров, богатырь,- услышал он голос Матвея Петровича.- Вот ты какой. Ну, садись, гостем будешь. Легонько взяв Саньку за худенькое плечо, он усадил его за стол под яблоней.

- Как яблоки-то? - ласково спросил Матвей Петрович мальчика.- Э-э, да ты, я вижу, и попробовать-то не успел. Ты с какой яблони сорвал, с этой? Эти яблоки очень вкусные. Давай угощайся,- потчевал он Саньку.- Сад-то сам разводил,- скупо похвастался он.- Нелегко было: зимы у нас больно холодные. Да ты ешь, тебе поправляться надо, ишь кости-то как выпирают из-под рубашки. Матвей Петрович задумчиво посмотрел на сжавшегося, притихшего паренька.

- Ты вот что,- наклонился к нему Матвей Петрович,- захаживай ко мне, а? Сад у меня большой, дела нам с тобой обоим хватит. Я тебя всем премудростям научу, глядишь, впоследствии садоводом станешь. А дело это не простое. Яблоня, она все равно что человек, внимания требует. Ну как, придешь? Вот и хорошо,- обрадовался он, хотя Санька не мог вымолвить ни одного слова. Он был поражён словами Матвея Петровича.

- А яблоки,- продолжал тот,- возьми с собой, мать угостишь. Я тебе сейчас еще нарву. Матвей Петрович нарвал яблок, положил их в плетеную корзинку и отдал Саньке.

- Корзинку завтра или в другой раз принесешь. Ну иди,- легонько потрепал ладонью Санькины волосы и пошел за водой. А когда оглянулся, увидел... Санька, неисправимый озорник, забияка и драчун, плакал. Плакал в голос, не скрывая и не стыдясь своих слез. Его худенькое тело вздрагивало, он тер грязными кулаками лицо, размазывая по нему темные полосы. И только Матвей Петрович, кажется, не был удивлен происходящим - он молча гладил Саньку широкой ладонью по спине и что-то говорил ему.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения сущности, методов и особенностей процесса воспитания

2.Какие методы воспитания описаны в задаче, докажите.

3.Какие особенности процесса воспитания проявились в описанной ситуации.

4.Прав ли был дед Матвей? Аргументируйте свое мнение.

5.Сделайте вывод о значении данных методов воспитания в формировании личности.

Задача № 8. Как-то восьмиклассникам предложили самостоятельно разобраться в условной ситуации: "Ученик, который имел замечания по поведению, случайно разбил окно. При обсуждении этого происшествия другой ученик взял на себя вину. Можно ли назвать нравственным его поступок?"

Поступок второго ученика осудила почти половина класса. Их мотивировка: "Ученик, который разбил окно, почувствует себя безнаказанным и в следующий раз совершит еще более тяжелый проступок, надеясь, что его опять не накажут".

Треть восьмиклассников посчитала нравственным поступок второго ученика. Их аргументация: "Так как ученик, разбивший окно, имел замечание по поведению, то в дальнейшем его могли бы ожидать неприятности, например снижение оценки по поведению. А другой ученик, взяв на себя вину, оградил того от неприятностей, значит, он сделал доброе дело".

Некоторая часть восьмиклассников высказала такое мнение: "Можно считать поступок второго ученика и нравственным - разбивший случайно стекло мог понести за это большее наказание, чем это следовало, и это усугубило бы его положение. Можно считать поступок и безнравственным, так как взрослые должны добраться до истины и разбивший стекло понес бы заслуженное наказание. Это все зависит от того, с какой точки зрения смотрели бы на поступок взрослые".

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения методов воспитания.

2.Какие методы воспитания использовал воспитатель? Докажите.

3. Чья мотивировка поступка вам кажется наиболее верной и почему. Аргументируйте свою точку зрения

4.Предложите свой вариант решения данной ситуации.

Задача № 9. Прочитайте педагогическую ситуацию

На родительском собрании в детском саду отец пятилетнего Саши поделился воспоминаниями о своем детстве: «Я шел с отцом через лесок. Уже темнело, и я взял отца за руку. Отец почувствовав мое состояние, предложил мне дойти одному до тропинки, которая была недалеко от нас, и подождать его там. Было страшно, но показать себя трусом перед отцом я не мог и прошел вперед по тропинке. В кустах что то хрустнуло, о я твердо шел вперед. Когда я дошел до тропинки, отец крепко пожал мне руку». Так же сейчас я поступлю и со своим сыном.

1.Проанализируйте предложенную ситуацию с точки зрения выявления методов воспитания

2.Какие методы воспитания описаны в задаче? Докажите

3.Прав ли был отец? Аргументируйте свое мнение

4.Сделайте вывод о значении данных методов воспитания в формировании волевых качеств личности

Задача № 10. Мама Коли говорит, что она по разному пробовала воздействовать на сына, чтобы он во время делал уроки. «Не сделаешь уроки, - говорит она, - не будешь играть в компьютер». А он ей: «Ну и ненадо! Обойдусь!»

1.Проанализируйте предложенную ситуацию с точки зрения выявления методов воспитания

2.Какие методы воспитания описаны в задаче? Докажите.

3.Права ли мать? Аргументируйте свое мнение.

4.Сделайте вывод о значении данных методов воспитания в формировании личности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: