double arrow

Народная пед-ка Бел


История педагогической мысли Беларуси это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагогики Беларуси уходят в Древнюю Русь, в составе которой до 13 в. находились и белорусские племена. Культурный уровень населения жившего на белорусских территориях был достаточно высоким (об этом свидетельствуют археологические раскопки). Развитию культуры и просвещения способствовали контакты с Византией, Болгарией и др. европейскими государствами. Большое влияние на развитие культуры, образования, педагогической мысли оказало христианство, этнопедагогика. Известными центрами политической, культурной жизни, просвещения древних белорусов были Полоцк, Туров, Пинск, Минск, Слоним. Основные педагогические памятники: Туровское и Полоцкое Евангелие, берестяные грамоты, Полоцкая и Городенская школы зодчества. Большое значение в развитии письменности и просвещения на Беларуси в этот период оказали известные белорусские просветители Е.Полоцкая, К.Туровский.

Воспит. и образов. в древнебелорус. землях. Просветит. дея-ть и пед взгляды Е.Полоцкой, К.Туровского.

В больших городах шк. открывались при княжеских дворах, дух. приходов и монастырях. Изучали там не только латынь, греческий и церковно-слав. яз., но и некоторые из «свободных наук» (грамматика, диалектика, риторика). Около 1000г. епископская кафедра возникла в Турове и было 2 монастыря перепис. книги: 1) туровское евангелие (переписано неизвестным, представляло сборник евангельских чтений для соборного богослуж.; сохран. 10 листов толстого пергамента. Большую роль сыграла дея-ть Ефросиньи Полоцкой (1110-1173). Первая женщина-святая; приняв монашество, занималась перепиской и переводом книг при Софийском соборе в Полоцке; организовала шк. для девочек и для мальчиков; расширила учебную программу; цель воспит – «вежество»; житие Е.Пол. написано неизвестным автором в XIIв.

Кирилл Туровский (ок.1130-1190). Епископ Турова, проповедник, «второй златоуст»; автор многих «слов», «поучений», около 30 молитв, 2 канонов; цель воспит. – формир. нравственных качеств, выступал против лжи, зла насилия; любовь к родине и милосердие; пропагандировал книжное чтение.


Сейчас читают про: