double arrow

Организация проблемного обучения

Организация проблемного обучения в практике имеет определен-| ные сложности. Основные трудности, по мнению М.И. Махмутова, I связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах учебных заведений, сложнос-I тъю подготовки учебного материала в виде проблемных познаватель­ных задач, диалоговых конструкций, а также недостаточной подго­товленностью педагога к организации проблемного обучения.

Прежде чем планировать проблемное изучение темы (раздела), необходимо установить возможность его и дидактическую целесо­образность. При этом нужно учитывать специфику содержания изу­чаемого материала, его сложность, характер информации (описа­тельный или требующий обобщений, анализа, выводов).

Важно выявить «внутренние условия мышления» обучаемых, а

именно:

• уровень знаний по изучаемой теме;

• интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их развития.

• вопросы, требующие объяснить то или иное явление;

• вопросы, с помощью которых педагог преднамеренно сталки­вает противоречивые суждения, мнения, оценки великих людей, ученых, самих обучаемых;

• задания на сопоставления, сравнения и т.п.

Вопрос№11

В практике информационными технологиями обучения называют все техноло­гии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео, компьютеры).Компьютерные технологии обучения это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариан­тах:

1.- как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

2.- как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в дан­ной технологии частей.

3.- как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой форма­лизованной модели содержания, которое представлено педагогическими программ­ными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телеком­муникационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования яв­ляется многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие ком­пьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематиза­ции, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива раз­личную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информа­цию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме - формате).

Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учи­телю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбо­ра информации самим пользователем (сервисный режим).

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяс­нении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. (При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инст­румента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет: источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учите­ля и книгу); Вфункции рабочегоинструмента компьютер выступает как: средство подготовки текстов, их хранения;текстовый редактор; графопостроитель, графический редактор;

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

программировании, обучении компьютера заданным процессам;

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в 1п1егпе1;

"Досуговая среда организуется с помощью: игровых программ; компьютерных игр по сети;

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

- Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

- Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабо­чих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

- Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помо­щи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком.С помощью компьюте­ра достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховыё о6разы.

- Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержани­ем определенного учебного курса.

Примечание. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).

Вопрос№12

Среди различных технологий стимулирования познавательных интересов учащихся(игры, диспуты, дискуссии, требование, упражнение, поощрение, порицание и др.) выделяют игры, т.к. игра является самым доступным и самым сложным. Игра-форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра – это особое отношение личности к окружающему миру; особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность. Несмотря на различия в подходах к определению сущности игры, её назначения, все исследователи проблемы игровой деятельности сходятся в одном: игра является способом развития личности, обогащения её жизненного опыта.

О.С.Газман выделяет 3 основных группы игр, используемых в учебно-воспитательном процессе: сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические.

Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формулируется в виде дидактической задачи.

По развивающим целям к играм дидактической группы относят: игры на внимание, развитие чувства времени, тренирующие наблюдательность, на быстроту реакции, развивающие творческие способности. В.Г.Коваленко предлагает классификацию игр по дидактическим задачам урока: обучающие; контролирующие; обобщающие.

В педагогической литературе существует понятие «ДИ» как вида обучающей игры. ДИ имеет пед. и игровую задачи, правила, действия, результат. Пед. задачи определяют дид.содержание игры. В то же время содержание ДИ ставит перед ребенком проблему, требующую от него определенного интеллектуального напряжения. В ДИ действия и деятельность детей определены и обозначены. Правила ДИ раскрывают и организуют деятельность т.о., чтобы она наверняка была направлена на выполнение дид.задачи. Для детей дид.задача не выступает открыто, а реализуется косвенным образом через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение задачи.

Подготовка игры. Прежде всего, учитель выделяет конкретную обл. знаний, тему, учебный материал в рамках которого будет проводиться игра.

Учитель определяет как, где, при каком распределении участников(комната класса, группа, каждый за себя) будет проходить игра. Какие временные рамки она будет охватывать, какие дид.задачи решать. Перед игрой можно предложить участникам повторить ранее изученный материал, для более высоких результатов деятельности.

Этапы. В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить 4 элемент-этапа.

Ориентация. Вначале учитель знакомит с изучаемой темой, с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации(«живое изображение основных черт реальности») и игровые правила, обзор общего хода игры.

Подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.

Проведение игры. Учитель проводит игру, по ходу фиксируя следствия игровых действий(следит за подсчетом очков), разъясняет неясности и т.д.

Обсуждение игры. Учитель организует обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову и т.д.

Учитель побуждает детей к анализу проведенной игры. Особое внимание при этом уделяется сопоставлению имитации с соответствующей обл. реального мира, установлению связей содержания игры с содержанием учебного курса или курсов. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в неё поправок, изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: