Природа паразитизма человека в биосфере

Биосфера не раз переживала состояние глобального экологического кризиса с катастрофическими последствиями для всего живого на Земле, когда некоторый вид монопольно занимал вершину трофической пирамиды. Человек как биологический вид, наряду с другими видами, следует Закону максимизации энергии и информации (жизненного потенциала): в конкуренции и кооперации с другими живыми системами выживает та, которая наилучшим образом способствует поступлению энергии (информации) и использует максимальное ее количество наиболее эффективным способом. [3] Капитализм осуществляет эту максимизацию с интенсивностью, которая сделала человека сверхпаразитом в биосфере. Аналогично, отдельные страны и социальные классы внутри человечества осуществляют подобную максимизацию энерго-информационных процессов, занимая место гегемонов. Следствие этого Закона: кто отказывается от своей доли ресурсов во имя блага всего вида или биосферы, тот уменьшает возможности собственного развития, а также размножения, обеспечения безопасности и развития своих потомков, т.е. оказывается в худшем положении, чем тот, кто максимизирует эксплуатацию биосферы и других людей. Т.е. самой биосферой предусмотрена положительная обратная связь, стимулирующая ее собственное разрушение, пока паразитирующий вид не исчерпает все возможные ресурсы для своего существования. Таким образом, в системе саморегуляции биосферы, как и в системе регуляции современной капиталистической экономики, предусмотрена только гонка максимизации энергии, информации, прибыли. Марксистская коммунистическая теория также предлагает только усиление этой гонки. Эта конструкция напоминает автомобиль, в котором принципиально отсутствует тормоз, а есть только педаль управления скоростью (газом) и коробка передач режима мощности. Значит, отказ человека от социального и биосферного паразитизма требует дополнения системы саморегуляции экономики обратной отрицательной связью – тормозом для гонки производства-потребления. Экологическая мировая валюта – средство для этого торможения в интересах биосферы и социальной справедливости.

Развитие человечества в XX веке в значительной степени определялось идеями социальной справедливости и технико-экономического прогресса, основанного на идее господства человека над окружающей и собственной природой. XXI век будет в большей степени определяться экологическим переделом мира [4], который происходит на наших глазах, и борьбой за справедливое использование общих природных благ и справедливое распределение ответственности в связи с глобальными экологическими проблемами. Экологическая справедливость – необходимое условие достижения социальной справедливости и перехода к экологическому социализму.

ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ:

1. Каждый организм и каждая форма жизни имеет право на жизнь в своей экологической нише, создавая условия устойчивого существования всей биосферы.

2. Жизнь всех организмов одного биологического вида (включая человека) в равных природно-климатических условиях равноценна, если оценивать экологический ущерб биосферы при потере этой жизни или нанесении ущерба ее здоровью. Этот ущерб необходимо измерять не экономической мерой стоимости, а универсальной экологической мерой ущерба для биосферы.

3. Мать-Земля признается участником любой хозяйственной деятельности человека. Глобальный обмен вещества-энергии-информации в мировом хозяйственно-экономическом цикле и в мировом биосферном цикле должны быть объединены на основе единой системы саморегуляции биосферы, в которую мировая экономика обязана встроиться, усиливая надежность существования биосферы.

4. Этика господства и власти человека над природой заменяется этикой гармонии человека и природы, идеалом автотрофного развития человечества.

5. Необходима полноценная компенсация биосфере ущерба, наносимого в хозяйственной деятельности, включая отложенный и мультиплицированный ущерб. Люди, отказывающиеся от лишнего потребления или компенсирующие ущерб биосфере, должны получать справедливое вознаграждение.

6. У каждого человека, независимо от места проживания, есть равные права на безвозмездное пользование своей долей благ Матери Земли, если он проявляет к ней справедливое отношение и предоставляет другим людям права безвозмездного пользования собственными культурными, интеллектуальными достижениями.

7. Каждый человек несет экологической ответственность за ущерб биосфере в пропорции получаемых доходов от деятельности, вызывающей ущерб. Ответственность должна быть адресно-именной и наследуемой в той пропорции, в которой наследуются доходы от этой деятельности, вызывающей ущерб.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТОИМОСТЬ И МИРОВАЯ ЭКОВАЛЮТА –
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Система саморегуляции биосферы, как это следует из Закона максимизации энергии (информации), недостаточна для предотвращения появления сверхпаразитов, разрушающих биосферу. Однако человек, заняв вершину трофической пирамиды в биосфере, способен перейти от паразитизма к автотрофности и выстроить экономику так, что она будет не разрушать, а дополнять и усиливать гомеостазис биосферы в соответствии с принципом Ле Шателье- Брауна, предотвращая появление сверхпаразитизма, снижая риск космических угроз биосфере и обеспечивая биосфере Земли возможность распространения жизни в Космосе. В этом, возможно, и есть одно из эволюционных предназначений человека.

Путь к этому – наделение товаров (помимо «товарной» стоимости: меновой и потребительской) экологической стоимостью и учет экологических упущенных возможностей биосферы при производстве товаров. Последние выражают объективно исчисляемые затраты ресурсов биосферы на восстановление экосистем, нарушенных на протяжении жизненного цикла товара, с учетом накопления и мультипликации экологического ущерба. А экологическая потребительная стоимость - результат оценки людьми экологической полезности продукта для биосферы Земли и для сохранения здоровья людей, которая может быть объективно определена с помощью единых для разных стран стандартизированных методик, формирующих универсальную меру экологического ущерба. Экологическая полезность централизованно вменяется каждому товару в виде экологической цены товара, оплачиваемой мировой эковалютой. Эта экологическая цена в обязательном порядке должна быть представлена покупателю, оказывая влияние на его потребительский выбор. Экологическая стоимость, вменяемая при производстве каждого товара, объективирует отношения обмена каждого производителя и покупателя с Землей при использовании ее благ, ее восстановлении или нанесении экологического ущерба Земле и людям. Таким образом, каждый человек получает возможность самостоятельно и сознательно выстраивать свою линию экологического поведения, отвечая за действия, ведущие к ущербу для Земли, при сохранении свободы производства-потребления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: