Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. В настоящее время педагогика представлена большим количеством научных дисциплин и отраслей

В настоящее время педагогика представлена большим количеством научных дисциплин и отраслей. Назовем основные из них:

1. Общая педагогика – научная дисциплина, изучающая общие закономерности педагогического процесса (образования, воспитания, обучения) человека, развития и формирования личности, разрабатывающая общие основы организации и осуществления педагогического процесса.

2. Теория обучения (дидактика) – изучает закономерности процесса обучения.его содержание, принципы, формы, методы, средства, технологии.

3. Теория воспитания – научная дисциплина, изучающая целенаправленный процесс формирования личности и коллектива.

4. Теория управления изучает процесс управления педагогическими (образовательными, воспитательными) системами, его закономерности, функции. Условия развития.

5. Частные дидактики или методики преподавания различных учебных дисциплин, изучаемых в школе, ссузе, вузе, а также методика воспитания.

6. История педагогики изучает развитие образования, школы и педагогической мысли в различные исторические эпохи.

7. Сравнительная педагогика изучает состояние и основные тенденции развития образовательных систем в различных странах в сопоставительном плане.

8. Возрастная педагогика изучает процесс образования (воспитания, обучения) человека в различные возрастные периоды его развития.

9. Отрослевая педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессии.

10. Семейная педагогика изучает процесс формирования личности в семье, т.е. воспитательную функцию семьи.

11. Этнопедагогика сформировалась ка теоритическое осмысление народной педагогики. Изучает специфику народного воспитания, традиции, обычаи, ритуалы воспитания.

12. Информационная педагогика – перспективная отрасль педагогики, занимающаяся исследованием информационных процессов в системе образования и управления образованием.

13. Социальная педагогика – «наука о воспитательных влияниях среды».

14. Коррекционная педагогика.

Педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами. К смежным с педагогикой наукам относится: философия, социология, психология, физиология и др..

Важным для педагогики являются науки, исследующие строение и развитие человеческого организма в норме и патологии, условия, необходимые для нормального физического и психического развития, психику человека в целом, его духовное развитие, социализацию. К ним относится: анатомия, физиология, гигиена, психология, социология.

Гуманитарные науки, изучающие духовный мир человека в различных его проявлениях, также дают педагогике необходимый материал для исследования явлений образования.

Педагогика исследует проблемы формирования духовного мира человека и в этом ей помогают данные таких наук, как эстетика, логика, этика, гносеология, филология, литература, история, правоведение, религиоведение, лингвистика и др.

Естественные науки, изучающие мир неживой и живой природы, их взаимосвязь и взаимодействие человека с этим миром, дают педагогике важные сведения для исследования проблем образования.

Математические и технические науки обеспечивают педагогику необходимыми средствами для диагностической и исследовательской деятельности, организации процесса образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: