Понятие о методологии педагогики и ее уровнях: философском, общенаучном, конкретно научном, технологическом

Под методологией педагогики понимают учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической деятельности. Выделяют 4 уровня методологического знания, которые, образуя систему, соподчинены друг другу:

1. Высший философский уровень – наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией (методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности).

2. Общенаучная методология – теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика и др.).

3. Конкретно-научная методология – совокупность принципов (подходов), методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине.

4. Технологическая методология – методика и техника исследования, то есть выбор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Общенаучным методологическим подходом в педагогике выступает системный подход. Педагогическая система может быть представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования и материальная база (средства). Взаимосвязанное движение этих компонентов, направленное на достижение определенной цели, порождает педагогический процесс как динамическую систему. Цель при этом выступает системообразующим фактором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: