Значения современного термина «Педагогики»:
1. «Бытовое» значение педагогики: каждый человек на протяжении жизни обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе, то есть выступает в роли «педагога».
2. Педагогику как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Это педагогическая деятельность, высшее проявление которой называют искусством.
3. Педагогику как науку и отрасль человековедения. Педагогика изучает и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, индивидуального и общественного. Педагогика базируется на целостном и системном знании о развивающемся человеке, которое предоставляют ей философия, психология, социология и другие науки о человеке.
4. Педагогику как учебную дисциплину, которую изучат студенты, обучающиеся как по педагогическим. Так и не по педагогическим специальностям. Включает теоритический и практический аспекты обучения и воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Основная цель этого учебного предмета – подготовка профессионального педагога, специалиста в области образования.
|
|
5. Педагогику ка отрасль гуманитарного знания, имеющую общекультурное значение для развития общества и личности.
Педагогика изучает сущность, закономерности, перспективы, тенденции развития педагогического процесса (образования), являющегося фактором и средством развития человека на протяжении всей его жизни.
Будучи теоритической наукой, она осуществляет теоритический анализ практики образования, устанавливает функционирующие в ней закономерности педагогического процесса, тенденции и перспективы его развития.
Основные категории педагогики:
1. Образование (процесс и результат воспитания, обучения, развития личности).
2. Воспитание (процесс целенаправленного, специально организованного взаимодействия старших и младших поколений по передаче, усвоению и воспроизводству социального опыта и общечеловеческой культуры).
3. Обучение личности (специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности).