Задачи пед. в свете РФ «Об образовании»

1.изучение личности ребенка во всех отношениях с целью развития природных задатков и способностей.

2. научное изучение социально-педагогических факторов влияющих на развитие личности.

3.нахождение инновационных путей, средств, форм и методов воздействия на личности ребенка, на его развитие.

4.разработка современных учебных планов, отвечающих потребностям общества и способствующих развитию каждой личности.

5.совершенствование и разработка новых общеобразовательных программ, способствующих вовлечению учащихся в процесс самообразования, сомовоспитания.

6.совершенствование существующих закономерностей и принципов воспитания и обучения.

7.улучшение процессов воспитания, его организации, контроля. В этих целях необходимо улучшить подготовку пед. кадров, воспитателей.

Т. о. основная задача – это создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся.

4. Понятие индивидуальности в современной психологии. Темперамент, характер, способности как проявления индивидуальных различий.

Индивидуальность - совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других.

Индивид – факт принадлежности живого существа к человеческому роду.

Индивидуальность – личность в ее своеобразии – это, то чем та или иная личность отличается от окружающих.

Индивидуально психологические основы личности:

1. Темперамент – индивидуально-своеобразное природно– обусловленное динамическое проявление психики. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с др. психологич.особен.чел.

Основные компоненты темперамента:

1)общая психологическая активность 2)моторика 3)эмоциональность

От темперамента зависят: Скорость возникновения психологических процессов и их устойчивость. Темп и режим деятельности поведения. Интенсивность психологических процессов.

Свойства темперамента:

1.Сензитивность – возникн.психоло.реакции на внешн.раздражит.меньшей силой.2.Реактивность – Сила эмоц.реакции на внешние и внутренние раздражители.3.Активность – насколько человек активнее в преодол.препят.в св. дейст.4.Темп реакции – скорость протекания психологических процессов и реакции.5.Пластичность и регидность – 1)гибкость, легкость, приспособление к новым условиям; 2)костность, инертность, не чувствительность к изменению условий.

6.Экстровертированость – интровентированность – 1)направленность личности во вне, на окружающих людей, предст. событий.

2)направленность на себя собственные переживания, чувства.

Типы: 1.Сангвиник(уравновешенный). 2.Холерик(неуравновешенный) 3.Флегматик(инертный) 4.Меланхолик(слабый).

2. Характер – целостное образование личности, определяющее деятельность и поведение и характеризующееся устойчивым отношение к различным сторонам действительности.В темпераменте личность раскрывается со стороны динамических проявлений; в характере – со стороны ее содержания.

В структуре характера выделяют несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к деятельности:

1.Черты проявл.в деят2.по отнош.к др.людям3.по отнош.к себе4.к вещам,природ.

3. Способности – индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. Доказано, что способность – прижизненное образование. Их развитие идет в процессе индивидуальной жизни. Среда и воспитание активно формируют их. Врожденными могут быть лишь задатки. Способности развиваются на основе задатков, но не предопределены ими. Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они обуславливают уровень и быстроту развития.

Уровни достижения:

1.Редопродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания и овладевать деятельность.2.Творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.

Основные виды способностей:

1.Общие – такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность во владении знаниями и осуществить различные виды деятельности.2.Специальные – система свойств, которая помогает достигнуть высоких результатов

4. Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание, целенаправленность, выдержку, инициативность, смелость и другие.

5. Методологические основы педагогики. Методы и логика педагогического исследования.

a. Методологические основы педагогики.

Начиная с первой половины ХIX в., от И.Ф.Гербарта, впервые попытавшегося подвести под педагогику философски, этически и психологически аргументированную теорию и разделившего педагогику (науку о воспитании) на отдельные, но тесно сопряженные части: дидактику и теорию воспитания, - понимание сущности педагогики, ее целей, содержания неуклонно изменяется в сторону расширения и углубления, единства социализации, воспитания и развития в целостном процессе формирования личности.

В основе современных методологических подходов к изучению целостного процесса социализации, воспитания и развития личности лежит общефилософское направление научного познания, раскрывающее пути исследования функционирования всего общества, его групп и развития отдельной личности в конкретных историко-культурных условиях жизни общества.

Новое понимание приобретает содержание традиционного педагогического понятия “образование”. Оно включает кроме процессов обучения и воспитания как целевой трансляции социального опыта оказание психолого-педагогической помощи и поддержки конкретному ребенку в его индивидуальном развитии.

Центральная задача модернизации образования заключается в том, чтобы повысить его современное качество, выстроить эффективную образовательную систему с действенной экономикой и управлением, которые будут отвечать запросам жизни и потребностям развития личности, общества и государства. Таким образом, комплексная, глубокая модернизация образования v обязательное требование ко всей политике России на современном этапе, ее главное стратегическое направление.

Целостный и комплексный характер программно-проектных документов и проводимой на их основе исследовательской и практической деятельности. В разработке целостных комплексных проектов должны участвовать социологи, экономисты, демографы, медики, культурологи, правоведы, психологи, педагоги, администраторы, родители. Психолого-педагогическое и даже социально-педагогическое исследование - дело реальное, если принимается общая, совместно разработанная концепция и если в основу исследования положены комплексные методики.

Понятие методологии и ее сущность.

методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.

Эти опрееления методологии не противоречат друг другу. Более того, они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознание исследователями собственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамки индивидуального опыта. Исходя из этого, методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Всякая методология выполняет регулятивные, нормативные функции. В этом и состоит ее назначение. Но методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, то есть в форме предписаний, прямых указаний к деятельности.

Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания лужит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивнаянаправлена на регуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанных с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.

В труктуре методологического знания выделяют, как правило, четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

В.А. Сластенин, выделяя философский уровень методологии как высший, замечает, что "в настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм". И.П. Сафронов в статье "Философия образования: состояние, проблемы и перспективы" еще добавляет идеализм, рационализм.

Ее цель - научить ребенка творить себя как личность. Экзистенциалисты любят повторять слова Сартра: "Человек есть не что иное, как то, каким он делает себя".

Основные методологические подходы в педагогике:

1.Системный подход.

Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования,

методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.

2.Личностный подход.

Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического

развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре.

Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности

педагогического процесса. Уникальность личности - ее интеллектуальная

нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

3.Деятельностный подход.

Сущность: деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.

Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).

4.Полисубъектный (диалогический) подход.

Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность- продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека

учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение ("скажи, кто твой друг...", "с кем поведешься..."). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

5.Культорологический подход.

Сущность: аксиология - учение о ценностях и

ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизация творчества.

6.Этнопедагогический подход.

Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции,

культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

7.Антропологический подход.

Сущность обосновал Ушинский. Это системное использование

данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении

педагогического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: