Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога. Требования к педагогу. Педагогическая культура и этика социального педагога

Социальный педагог - это специалист, осуществляющий следующие виды профессиональной деятельности: научно-методическая; социально-педагогическая; воспитательная; культурно-просветительская; коррекционно-развивающая; управленческая.

Социальные педагоги осуществляют связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживают связь с родителями (законными представителями) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

Основу их деятельности составляет комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей. Они оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями. На работу в учреждения принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

Профессиональная деятельность педагога и социального педагога. Общие и отличительные признаки

Сфера деятельности социального педагога - социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.

Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

К сфере деятельности педагога можно отнести оказание образовательных услуг, обучение теоретическим и практическим навыкам.

.

Функции деятельности социального педагога

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ

1. -многодетные семьи

-опекаемые дети

-малообеспеченные семьи

-неполные семьи

-семьи, в которых дети-инвалиды

2. Учащиеся с различными проблемами в воспитании и обучении:

-низкая посещаемость

-слабая успеваемость

-имеющие или склонные к девиантному поведению

-из семей группы социального риска (алкогольная семья, родители-безработные, криминальная, семья педагогической несостоятельности)

3. Учащиеся, стоящие на учете в молодежной полиции за различные правонарушения.

4. Выявление дезодаптантов-первоклассников по плану диагностики, установление причин.

5. Проведение анализа адаптационных условий для успешной учебно-воспитательной работы.

6. Составление социально-психологических характеристик.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

В зависимости от диагноза и общих целей воспитания и развития ребенка социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов.

ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Многие проблемы социальный педагог не может решить сам, в этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов (психолога, медицинского работника, специалиста по социальной работе, юриста и др.), а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.) для комплексного разрешения проблем ребенка.

КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

(центры, комплексы, службы по восстановлению здоровья)

ОХРАНО-ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ

(соблюдение прав ребенка)

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Создание благоприятного микроклимата в семье, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном окружении

Личные качества социального педагога, его квалификационная характеристика

К основным качествам и характеристикам относят:

1. умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью;

2. умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки ситуации;

3. умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности;

4. умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное

поведение, применять знания по социальной педагогике или практической

психологии, по теории личности и диагностические методы;

5. умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия;

6. умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз;

7. умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных;

8. умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей;

9. умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы;

10. умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами;

11. умение обеспечивать межведомственные связи;

12. умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация, финансовые органы, общественные организации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: