Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014.) Реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг в учреждениях дополнительного образования детей. Система дополнительного образования входит в общую систему образования.
Основная цель: развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основные функции дополнительного образования:
- образовательная (получение дополнительных знаний, умений и навыков, выходящих за рамки учебных программ)
- ценностно - мотивационная
- развивающая
- досуговая (организация и создание условий для содержательного досуга детей)
- оздоровительная (использование здоровьесберегающих технологий, занятия ориентированы на отдых и оздоровление)
|
|
- социально-адаптационная (формирование социально-адекватных норм поведения детей)
- профориентационная (ориентация по профилю выбранной деятельности)
- коммуникативная;
- культурообразующая.
Принципы:
- доступности и добровольности
- системности, последовательности
- ориентации на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- гуманизма;
- практической направленности;
- единство обучения, воспитания, развития
Развивающаяся система дополнительного образования детей, ориентируется на деятельностный характер образовательного процесса, Дополнительное образование можно считать личностно ориентированным образованием.
- через предоставление свободы выбора направленности деятельности, коллектива, педагога, образовательного маршрута;
- через разнообразие возможностей для коммуникации, самореализации и саморазвития;
- через диалоговый характер взаимоотношений педагогов и обучающихся;
- через взаимодействие детей разного возраста в образовательном процессе.
В учреждениях дополнительного образования детей выделяются следующие направленности:1.Художественно-эстетическая; 2.Эколого-биологическая; 3.Туристско-краеведческая; 4.Социально-педагогическая; 5.Военно-патриотическая; 6.Физкультурно-спортивная; 7.Техническая; 8.Культурологическая; 9.Естественно-научная.
Основной уставной деятельностью Учреждений является реализация дополнительных образовательных программ, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.
|
|
Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования. Программы должны реализовывать следующие цели:
· развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
· развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
· создание возможностей для творческого развития детей;
· приобщение детей к культурным ценностям.
· воспитание общественно-активной творческой личности
Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач: обучающих, развивающих, воспитательных(выявить, учесть, развить, приобщить и т.п.)
Работа социального педагога в микрорайоне на закрепленном за ним участке (район, дом, подъезд) должна начинаться с организации свободного времени детей, развития их задатков и способностей в силу следующих обстоятельств:
✓ формирование личности, воспитание ребенка происходят не только в семье, школе, но и во дворе, среди сверстников;
✓ в школе и семье ребенок подчиняется установленным правилам поведения, а на улице, во дворе находится вне такого контроля и этот неуправляемый процесс развития может играть приоритетную роль. Социальный педагог:
✓ инициирует создание по месту жительства на базе прежних клубов спортивных баз, культурных и реабилитационных центров, различных объединений для совместного времяпрепровождения детей и родителей в выходные дни;
✓ организует походы, спортивные соревнования, проведение утренней зарядки детей и взрослых; создание различных дворовых команд и секций, ремонтных бригад из детей и подростков, клубов по интересам, спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, домовой библиотеки.