1. Образование как целостный педагогический процесс имеет целенаправленный характер. Цель образования определяет содержание, методы, формы, средства, результаты педагогического взаимодействия. Проблема целеполагания – одна из важнейших проблем педагогики, которая выражается в соотношении количества и качества абстрактного и конкретного в постановке единой цели.
Определение целей и задач воспитания и обучения имеет огромное теоретическое и практическое значение, поскольку непосредственно влияет на разработку педагогической теории и определение основных педагогических концепций.
2. Формулировка цели должна отвечать следующим требованиям:
– быть достижимой и реалистичной, соотнесенной с возможностями;
– быть понятной и недвусмысленно сформулированной;
– быть полной по содержанию, т. е. обладать определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности; необходимо так задать характеристики, которыми должен обладать ожидаемый результат, чтобы можно было проверить достигнута цель или нет;
|
|
– быть измеряемой, т. е. иметь возможность операционально определять и контролировать ожидаемый результат;
– иметь временную определенность, т. е. срок исполнения;
– соответствовать мотивам субъекта деятельности, т. е. мотивировать действия обучающегося в необходимом направлении.
3. Цель педагогического процесса (обучения, воспитания) – это предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия. Понятия «цель педагогического процесса» и «задача педагогического процесса» различаются, во-первых, масштабом своего значения по отношению к результату педагогического процесса и, во-вторых, временными рамками. Для достижения цели требуется более продолжительный отрезок времени. Задача – это ближайшая цель. Цель определяет стратегию педагогического процесса, а задачи – его тактику.
Классификация педагогических целей:
· Стратегические (главная, конечная, наиболее значимая)
· Тактические (этапная, промежуточная).
Классификация педагогических задач:
1) стратегические задачи (сверхзадачи, которые отражают общую цель воспитания, формируются в виде некоторых эталонных представлений о качествах человека, задаются извне, вытекают из объективной потребности общественного развития, определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности);
2) тактические задачи (сохраняют свою направленность на итоговые результаты воспитания и образования учащихся, приуроченные к какому-либо этапу решения стратегических задач);
|
|
3) оперативные задачи (текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент педагогической деятельности).
4. Таксономия цели (Блум) – дерево цели – иерархия цели, т.е. последовательность.
Педагогическая таксономия включает:
· познавательную область (когнитивную)
· эмоционально-ценностную (аффективную)
· двигательную (психомоторную).
Таксономия, охватывающая познавательную (когнитивную) область, включает в себя шесть категорий целей (с внутренним более дробным делением): знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Таксономия, охватывающая эмоционально-ценностную (аффективную) область, включает цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира. Сюда относятся такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование ценностного отношения, проявление его в деятельности.
Двигательная (психомоторная) область содержит цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Сюда относятся навыки письма, речевые навыки, умения пользоваться приборами и инструментами; цели, выдвигаемые в рамках физического воспитания, трудового обучения.