Целостный педагогический процесс
Понятие целостного педагогического процесса
Педагогический процесс - одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки.
Педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей. Внутри этой системы возникают и действуют органически присущие ей принципы-закономерности.
Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общественных процессов, реального взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Главная особенность учебно-воспитательного процесса - целостность, необходимость сохранения в нем всех важнейших составных частей. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности составляет сущность педагогического процесса. Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов. В нем неразъединимо слиты процессы обучения, образования, воспитания, развития и формирования личности. Общность и единство педагогического процесса подчиняют все составляющие его процессы единой цели. Сложные отношения внутри педагогического процесса выражаются в:
|
|
✓ единстве и самостоятельности процессов, его образующих;
✓ целостности и соподчиненности входящих в него процессов;
✓ наличии общего и сохранении специфического.