Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи в этом процессе, реализация которых позволяет повысить его эффективность

Целостному педагогическому процессу высшей школы присущи определенные функции, посредством которых развивается деятельность, компоненты которой взаимно влияют друг на друга, изменяясь сами и изменяя другие компоненты.

В педагогическом процессе вуза реализуются, переплетаясь и взаимодействуя, следующие функции: образовательная, воспитывающая, развивающая, методическая, аналитико-результативная, профессиональная. В каждом компоненте педагогического процесса можно обнаружить проявление в специфической форме каждой функции.

Функции п.п.:

образовательная - преимущественное назначение - повышение уровня образованности студентов;

воспитывающая - формирование убеждений, ценностей, установок, идеалов, качеств личности;

развивающая - развитие различных сфер личности: эмоционально-волевой, сенсорной, интеллектуальной;

методическая — отбор форм, методов, средств, которые определенным образом выстраивают педагогический процесс, деятельность преподавателя и

студентов;

аналитика-результативная - анализ, определение уровня продуктивности педагогического процесса, подведение итогов, разработка новых задач;

профессиональная - объединение всех компонентов педагогического процесса, забота об уровне профессиональной подготовки будущего учителя,

специалиста.

Педагогическое взаимодействие, по утверждению Ю.К.Бабанского, З.И.Васильевой, Т.Н.Мальковской, В.А.Сластенина, означает взаимную активность преподавателя и студентов и включает:

• педагогическое влияние;

• активное восприятие педагогического влияния;

• усвоение информации, ее персонификацию;

• собственную активность студента, которая выражается в его ответных действиях и влияниях на самого себя и на преподавателя.

Этапы педагогического процесса:

Первый этаппланирование.

Второй этапподготовка.

Третий этап - организация.

Четвертый этап - корректировка.

Пятый этап - подведение итогов.

Все этапы педагогического процесса, будучи последовательно и органически связаны между собой, составляют законченный цикл, временные границы которого — учебный год.В связи с необходимостью, если этого требуют интересы дела, в масштабе страны, всей системы высшего образования или отдельной его отрасли (скажем, педагогического образования) осуществляются реформы

Осваиваются новые идеи и концепции, с учетом нового учебного оборудования апробируются другие методы и средства, обновляется содержание воспитания и обучения студентов, осваиваются новые технологии.

Педагогический процесс вуза динамичен и перманентен, его развитие идет циклично. И в то же время он консервативен: имеются некие механизмы внутреннего порядка, которые препятствуют его быстрой перестройке, ломке установившихся традиций. Это сопротивление педагогического процесса - положительное явление, так как в некоторых реформах могут присутствовать противоречивые идеи, ложные тенденции, необоснованные технологии, и их массовое внедрение целесообразно сдерживать.

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

Образование это процесс и результат овладения учащи­мися системой научных знаний и познавательных умений и на­выков, формирования на их основе мировоззрения, нравствен­ных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

Обучение это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образо­вание, воспитание и развитие человека.

Образование человека — это результат не только обучения, но и самообразования и воздействия средств массовой информации (кино, радио, теле­видения и др.).

Самообразование предполагает целенаправленную и целеуст­ремленную работу человека, связанную с поиском и усвоением им знаний в определенной интересующей его области, в том числе и путем слушания специальных передач по радио и телевидению.

Развитие человека — это процесс становления и формирова­ния его личности под влиянием внешних и внутренних, управ­ляемых и неуправляемых факторов в числе которых целенаправ­ленное воспитание и обучение играют ведущую роль.

В становлении личности человека большую роль играет са­мовоспитание под которым понимается осознанная и целеустрем­ленная работа человеке над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: