Целостному педагогическому процессу высшей школы присущи определенные функции, посредством которых развивается деятельность, компоненты которой взаимно влияют друг на друга, изменяясь сами и изменяя другие компоненты.
В педагогическом процессе вуза реализуются, переплетаясь и взаимодействуя, следующие функции: образовательная, воспитывающая, развивающая, методическая, аналитико-результативная, профессиональная. В каждом компоненте педагогического процесса можно обнаружить проявление в специфической форме каждой функции.
Функции п.п.:
• образовательная - преимущественное назначение - повышение уровня образованности студентов;
• воспитывающая - формирование убеждений, ценностей, установок, идеалов, качеств личности;
• развивающая - развитие различных сфер личности: эмоционально-волевой, сенсорной, интеллектуальной;
• методическая — отбор форм, методов, средств, которые определенным образом выстраивают педагогический процесс, деятельность преподавателя и
студентов;
• аналитика-результативная - анализ, определение уровня продуктивности педагогического процесса, подведение итогов, разработка новых задач;
• профессиональная - объединение всех компонентов педагогического процесса, забота об уровне профессиональной подготовки будущего учителя,
специалиста.
Педагогическое взаимодействие, по утверждению Ю.К.Бабанского, З.И.Васильевой, Т.Н.Мальковской, В.А.Сластенина, означает взаимную активность преподавателя и студентов и включает:
• педагогическое влияние;
• активное восприятие педагогического влияния;
• усвоение информации, ее персонификацию;
• собственную активность студента, которая выражается в его ответных действиях и влияниях на самого себя и на преподавателя.
Этапы педагогического процесса:
Первый этап — планирование.
Второй этап — подготовка.
Третий этап - организация.
Четвертый этап - корректировка.
Пятый этап - подведение итогов.
Все этапы педагогического процесса, будучи последовательно и органически связаны между собой, составляют законченный цикл, временные границы которого — учебный год.В связи с необходимостью, если этого требуют интересы дела, в масштабе страны, всей системы высшего образования или отдельной его отрасли (скажем, педагогического образования) осуществляются реформы
Осваиваются новые идеи и концепции, с учетом нового учебного оборудования апробируются другие методы и средства, обновляется содержание воспитания и обучения студентов, осваиваются новые технологии.
Педагогический процесс вуза динамичен и перманентен, его развитие идет циклично. И в то же время он консервативен: имеются некие механизмы внутреннего порядка, которые препятствуют его быстрой перестройке, ломке установившихся традиций. Это сопротивление педагогического процесса - положительное явление, так как в некоторых реформах могут присутствовать противоречивые идеи, ложные тенденции, необоснованные технологии, и их массовое внедрение целесообразно сдерживать.
Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.
Воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.
Образование — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.
Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека.
Образование человека — это результат не только обучения, но и самообразования и воздействия средств массовой информации (кино, радио, телевидения и др.).
Самообразование предполагает целенаправленную и целеустремленную работу человека, связанную с поиском и усвоением им знаний в определенной интересующей его области, в том числе и путем слушания специальных передач по радио и телевидению.
Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов в числе которых целенаправленное воспитание и обучение играют ведущую роль.
В становлении личности человека большую роль играет самовоспитание под которым понимается осознанная и целеустремленная работа человеке над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения.