Ведущая роль, особенно на младших курсах, в руководстве научной самостоятельной работой принадлежит преподавателям. Продвижение студента в учебе и научной работе увеличивает его долю и степень самостоятельности, когда от роли руководителя и организатора преподаватель постепенно переходит к роли советчика и консультанта. Организационно научная самостоятельная работа может проходить по-разному:
а) под руководством преподавателя (научного руководителя), что соответствует репродуктивному и самостоятельному уровню СРС;
б) в рамках научного студенческого кружка, научной группы и научного студенческого общества и т.д.;
в) индивидуально в сотрудничестве с преподавателями кафедры, что соответствует переходу студента от самостоятельного уровня к научному уровню организации и осуществлению его познавательной деятельности.
Поскольку участие в научной самостоятельной работе является составной частью профессионального образования студента, то одним из показателей успешности будет являться сформированные у него умения и навыки, которые он развивает в результате познавательной деятельности и самообразования:
а) умение поиска источников информации, отбор нужной информации в одном (нескольких) источнике, ориентация в отобранных (рекомендуемых) публикациях и др. и смысловой ее переработки, содержащейся в различных источниках – учебниках, методических материалах, электронной учебной продукции, ресурсах Интернета и др;
б) умения и навыки письменной фиксации информации для ее последующего использования с помощью различных видов записи (план, конспект, реферат, сообщение, аннотация и др.);
в) умение доложить результаты исследования и подготовить их к опубликованию.
В вузе сложились определенные формы научной самостоятельной работы студентов, которые представлены на рисунке 2.
Научная самостоятельная работа студентов
|
Учебная
исследовательская
работа
студентов
|
Научная
Исследователь
ская
работа
студентов
|
Рефератов
Докладов
Заданий непрерывной педагогической практики
Курсовых
Выпускных квалификационных работ
|
Научных докладов
Тезисов
Статей
Долговременных творческих работ
Выполнение экспериментальных заданий в период преддипломной практики
|
В кружках
Изготовлении учебно-методических пособий (таблиц, схем, моделей)
В изготовлении заданий кафедр, чертежей, схем, плакатов
В подготовке лекционного демонстрационного материала, в том числе и с использованием компьютерных технологий
|
В предметных вузовских, международных олимпиадах
В конкурсах на лучшую студенческую работу различных уровней
В конференциях - внутривузоских, Казахстанских и Международных
В научно - исследовательских проектах, грантах, общеуниверситетских ипредметных кафедр
|
Основывается на
библиографическом поиске учебных, методических
и научных источников
с использованием ресурсов библиотек и Интернета
|
Предполагает выполнение
студентами
|
Предполагает участие студентов
|