Преподаватель как субъект образовательного процесса

Согласно традиционным представлениям педагогическая деятельность – это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. Цель педагогической деятельности определяется обществом, но конкретные задачи учитель должен выдвигать сам.

Средства - различные виды деятельности - труд, общение, игра, учение. Объектом педагогической деятельности являлся ученик, воспитанник. Субъект педагогической деятельности - тот, кто воздействует на воспитанника – педагог, коллектив. Основная функция, выполняемая педагогом - воспроизводство личности учеников по заказу общества и трансляция им культурного опыта в виде принятого набора знаний, умений и навыков [3].

Личность педагога «в целом» в традиционном для педагогической психологии подходе понимается как совокупность личностных качеств и свойств, черт, направленности. Наиболее последовательно, с нашей точки зрения, такой подход к личности учителя представлен в модели личности Л.М. Митиной [1994]. В ней выделяются профессионально значимые качества: педагогическое целеполагание (ПЦ), педагогическое мышление (ПМ), педагогическая рефлексия (ПР), педагогический такт > (ПТ). Личность учителя характеризуется педагогической направленностью (ПН) - устойчивой доминирующей системой мотивов (убеждений, склонностей, интересов и т.д.), определяющей поведение учителя, его отношение к своему труду, прежде всего, к ребенку.

Выделенные профессионально значимые качества составляют центральный уровень структурно-иерархической модели личности учителя. Более высокий уровень составляют педагогические способности, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств: проектировочно-гностические и рефлексивно-перцептивные.

Разведение категорий «педагогическая деятельность» и «образовательный процесс» основано на принятом в профессиональной педагогике различении понятий технологического и трудового процесса. В связи с ним педагогическая деятельность в настоящее время приобретает статус средства образования, технологической оснастки, обеспечивающей цели образовательного процесса. Такое различение проявляется в разных единицах («клеточках») их анализа и построения. (Основу образовательного процесса составляет педагогическая задача, тогда как единицей педагогической деятельности является педагогическое действие.) Предметом педагогической задачи является человек, получающий образование (ребенок).

Таким образом, деятельность профессионала в образовательном процессе противопоставляется активности исполнителя и узкого специалиста. При рассмотрении вопроса о профессионализме педагога необходимо учитывать, что владение нормами, средствами и способами осуществления педагогической деятельности (мера субъектности в педагогической деятельности) - это только одна из составляющих его профессионализма - операционально-техническая. Но должна быть и другая составляющая, связанная с мерой субъектности педагога именно в образовательном процессе. Тот факт, что категории «педагогическая деятельность» и «образовательный процесс» теперь расходятся, ведет и к закономерному расширению понимания сути педагогического профессионализма.

Профессионалом традиционно называют специалиста, выбравшего какое-либо занятие своей профессией, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Поэтому традиционно под педагогом-профессионалом понимался узкий специалист, учитель-предметник, который был способен выполнять функции воспитания и обучения учеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: