Специфика образовательного процесса в высшей школе. Его организационная структура в условиях кредитной системы обучения

Организация учебного процесса осуществляется на основании утвержденных рабочих учебных планов, академического календаря, штатного расписания, расписания учебных занятий и графика СРСП. Вся информация об организации учебного процесса размещается на стендах факультетов, кафедр и в учебном портале (сайте) высшего учебного заведения.

Высшее учебное заведение, действующее в рамках кредитной системы обучения, должно создать максимально благоприятные условия обучающимся для освоения всех дисциплин специальности и получения ими (по завершении обучения) академической степени в соответствии с требованиями ГОСО. При этом высшее учебное заведение несет ответственность за методическое обеспечение учебного процесса.

С этой целью разрабатываются:

1) справочник-путеводитель, которым обеспечивается каждый обучающийся;

2) рабочие программы (Syllabus) по каждой дисциплине для обучающегося и преподавателя;

3) материалы для аудиторной работы по каждой дисциплине: опорные конспекты лекций, планы практических и лабораторных занятий, активные раздаточные материалы (АРМ) и мультимедийное сопровождение аудиторных занятий;

4) материалы для самостоятельной работы студентов: наборы текстов домашних заданий, материалы для самоконтроля по каждой дисциплине, тематика рефератов и курсовых работ (проектов), учебные электронные материалы в электронной библиотеке;

5) материалы для контроля знаний: письменные контрольные задания, письменные и электронные тесты, экзаменационные билеты по каждой дисциплине;

6) материалы для работы на практиках: планы и программы проведения практик, формы отчетной документации.

Важным аспектом учебного процесса является организация процедуры записи студентов на дисциплины. Обучающиеся осуществляют выбор дисциплин под руководством декана, эдвайзера.

Запись обучающихся на изучение дисциплин производится Регистратором следующим образом:

1. Вновь поступивший обучающийся до начала учебных занятий в начале августа получает в деканате (директорате) подготовленную выписку из рабочего учебного плана 1 курса. После консультации с эдвайзером он в недельный срок записывается на выбранные дисциплины с указанием академического периода их изучения и тем самым формирует свой индивидуальный учебный план на весь период обучения, включая 1 курс. Дальнейшие изменения индивидуального учебного плана обучающихся на текущий учебный год не допускаются.

2. Обучающийся второго курса и старше корректирует свой индивидуальный учебный план на следующий учебный год по установленной форме в апреле-мае. Данный план подписывается обучающимся и сдается в офис Регистратора до конца мая.

3. Обучающийся второго курса и старше имеет право внести изменения в свой индивидуальный учебный план в объеме не более 10% от общего числа кредитов до 20 августа. В этом случае в офис Регистратора подается заявление с указанием изменений по установленной форме.

4. Ректорат по согласованию с деканатом (директоратом) устанавливает минимальное число обучающихся, необходимое для изучения дисциплины, а для каждого преподавателя – максимальное число обучающихся в академическом потоке (группе).

5. В том случае, если на данную дисциплину в срок до 20 июня записалось число обучающихся меньше минимально установленного, то дисциплина не открывается и не вносится в рабочий учебный план. Офис Регистратора делает об этом объявление на информационном стенде и на страницах факультета (института) в учебном портале (сайте) высшего учебного заведения. Обучающиеся, записавшиеся на эту дисциплину, должны в срок до 25 августа подать в офис Регистратора заявление об изменениях в индивидуальных учебных планах.

6. В том случае, если количество обучающихся, записавшихся для изучения дисциплины, превышает установленный предел, деканат (директорат) формирует второй академический поток (группу) и по своему усмотрению назначает на него преподавателя соответствующей квалификации. Обучающиеся распределяются по академическим потокам (группам) согласно порядку очередности записи.

7. В случае, если обучающийся, переведенный на следующий курс, в установленный срок не сдал в офис Регистратора свой индивидуальный учебный план, то за основу его обучения принимается рабочий учебный план данного курса.

После окончательного закрытия записи на учебные дисциплины, внесения корректировок в установленном порядке индивидуальные планы обучающихся утверждаются деканом факультета (директором института) и служат основой для составления рабочего учебного плана и расчета оплаты стоимости обучения в данном учебном году или академическом периоде.

Обучающийся по согласованию с деканом имеет право изучить отдельные учебные дисциплины в других высших учебных заведениях. В этой связи высшее учебное заведение определяет перечень учебных дисциплин и предельно допустимое количество кредитов.

Важным моментом при формировании индивидуальной образовательной траектории и осуществлении записи на дисциплины являются, во-первых, наличие у обучающихся соответствующих пререквизитов, во-вторых, возможность выбирать дисциплины, являющиеся постреквизитами для изучения последующих дисциплин учебного плана.

Одним из составляющих учебного процесса в условиях кредитной системы является летний семестр, который организуется на платной основе по инициативе обучающегося с целью ускоренного дополнительного обучения, ликвидации академических задолженностей, устранения разницы в учебных программах.

Продолжительность летнего семестра определяется академическим календарем учебного процесса в разрезе специальностей и курсов.

Право на прохождение летнего семестра имеют следующие обучающиеся:

• успевающие на "хорошо" и "отлично" (при прохождении дополнительного ускоренного обучения);

• не допущенные к сессии по результатам рейтинг-контроля;

• имеющие академическую задолженность за прошлые академические периоды;

• имеющие академическую разницу при восстановлении, переводе, возвращении из академического отпуска.

Участие обучающегося в летнем семестре предполагает осуществление следующих видов образовательной деятельности:

• получение обучающимися консультаций с целью ликвидации академических задолженностей;

• освоение обучающимися любых учебных курсов, читаемых на специальностях университета с целью расширения профессионального кругозора;

• освоение обучающимися учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности.

Офис Регистратора предоставляет обучающимся право на летний семестр для прохождения дополнительных курсов с учетом следующих требований:

• обучающиеся, как правило, должны быть переведены на следующий курс без академических задолженностей;

• группа должна быть рентабельной;

• количество дополнительных учебных дисциплин должно определяться уровнем годового GPA студента. Например, GPA уровня 3,0 (В) и выше дает право прослушать до 4-х дополнительных дисциплин; GPA уровня 2,5-3,0 дает право прослушать до 3-х дисциплин; GPA уровня 2,0 (С) дает право прослушать до 3-х дисциплин.

Оформление летнего семестра осуществляется в соответствии с регламентом:

• обучающиеся до начала летней экзаменационной сессии подают в офис Регистратора мотивированное заявление о намерении участвовать в летнем семестре;

• офис Регистратора рассматривает поданные заявления обучающихся;

• офис Регистратора принимает решение по окончании летней сессии;

• офис Регистратора составляет расписание летнего семестра и после оплаты обучающимися утверждает его у проректора по учебной работе. Расписание составляется с учетом занятости лекторов и тьюторов, задействованных в летнем семестре;

• организация летнего семестра осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой (БРС) и принципом независимой оценки знаний обучающихся; итоговую оценку знаний обучающихся по дисциплинам, изучаемым вне учебного плана специальности, может осуществлять лектор (тьютор), читающий лекции в период летнего семестра;

• Регистратор несет ответственность за своевременную оплату обучающимися летнего семестра.

Результаты экзаменов по дисциплинам учебного плана специальностей, освоенных в период летнего семестра, составляют GPA следующего учебного года.

Методы воспитания - это способы совместной целенаправленной деятельности преподавателя и студентов по решению задач формирования разносторонне развитой личности будущего учителя.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

• общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

• процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;

• погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Предпринимаются попытки систематизировать методы воспитания. Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):

1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;

2) 2) использующие поощрения и наказания.

П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;

2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;

3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.

Вышеозначенные классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.

Приведем примеры методов воспитания, уточняя их отличительные особенности. Педагогическое требование как метод воспитания может:

• выражать нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта;

• выступать как конкретная задача;

• иметь стимулирующую или «сковывающую» функцию в виде указаний в начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении действий;

• помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка.

Как видно, возможности метода разнообразны и на самом деле не ограничиваются перечисленным набором. Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка).

Приучение как метод воспитания предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения.

Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий. Воспитанник должен научиться идеально копировать и систематически поддерживать обретенное умение или навык.

Приучение достигается через систему упражнений. Возможности метода состоят в следующем: он помогает усваивать важные умения и действия как устойчивые основы поведения человека.

Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни учение, труд, отдых, игру, спорт.

Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Как правило — это самостоятельная личность, образу жизни, манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальную перспективу стремлений воспитанника быть похожим (положительный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то родственны негативному образу (отрицательный вариант). В процессе воспитания ребенка сила как положительного, так и отрицательного примеров одинаково действенна.

Примеры используют в качестве средств формирования определенного способа поведения воспитанника, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.

Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.

Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.

Методические приемы — это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль его работы. В конкретных ситуациях взаимосвязь между методами и приемами носит диалектический и неоднозначный характер. Они могут заменять друг друга, и не всегда видны их соподчиненные отношения. Например, в процессе применения метода убеждения воспитатель может использовать примеры, проводить беседы, создавать специальные ситуации воздействия на сознание, чувства, волю воспитанника. В данном случае пример, беседа выступают в качестве приемов решения воспитательной задачи. В то же время, применяя метод приучения, воспитатель может использовать убеждение в качестве одного из приемов. Убеждение поможет осуществить задачу включения воспитанника в систему целесообразных действий по формированию конкретного опыта; например, строгого выполнения режима работы и отдыха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: