Реформирование (совершенствование, обновление) педагогического процесса

Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

Инновационные преобразования в педагогике могут проводиться по следующим направлениям:

√ разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

√ совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

√ обновление содержания образования;

√ формирование компетенций специалистов в ответ на вызовы современности;

√ проектирование новых моделей образовательного процесса;

√ разработка новых технологий обучения и воспитания;

√ улучшение подготовки педагогических кадров и повышение их квалификации;

√ разработка здоровьесберегающих технологий обучения;

√ мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

√ разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. Можно выделить такие этапы разработки и реализации педагогических нововведений:

1. Выявление потребности в нововведениях – разработка критериев и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.

2. Определение необходимости реформирования – всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы, подготовка специального инструментария.

3. Поиск образцов педагогических решений опережающего характера, которые можно использовать для моделирования нововведений.

4. Анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем.

5. Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей.

6. Постановка задач, закрепление ответственных, поиск средств решения, установление форм контроля.

7. Расчет практической значимости и эффективности.

8. Построение алгоритма внедрения новшеств в практику – поиск участков для обновления или замены, моделирование нововведения, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.

9. Переосмысление и обновление профессионального словаря, то есть внедрение в профессиональную лексику новых понятий.

10. Защита педагогической инновации от псевдоноваторов, поскольку лжеинновациями могут быть формальная смена вывесок образовательных учреждений, преподнесение подновленного старого как принципиально нового, копирование творческого метода педагога-новатора без его творческой переработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow