Вопросы воспитания в соц. учениях XIX века

Для первых десятилетий ХIХ в. было воспитания характерно возрождение идей раннего утопического социализма, о чем речь велась ранее.
Социальные учения ХIХ в. явились результатом стремлений теоретически осмыслить глубинные изменения, происходившие в экономике, и перспективы развития европейского общества того времени.
Новое общество, основанное на рациональной организации хозяйства, должно было преодолеть безработицу, кризисы перепроизводства, обеспечить расцвет промышленности и сельского хозяйства и в своей совокупности содействовать благосостоянию всех слоев населения.
Характеризуя воспитание, присущее новому обществу А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн уже подошли к пониманию социально-педагогического значения индустриально производства. Проявилось осознание необходимости распространения всеобщего образования и его связи с организацией общественного труда. Рациональное чередование физических и умственных занятий, связь обучения с трудом, науки с производством рассматривались ими не только как средство воспитания здорового поколения, но и как непременное условие преодоления старого разделения труда.
Ш. Фурье говорил о том, что труд должен быть осмыслен знанием, К.А. Сен-Симон обращал внимание на значение реальных знаний и необходимость обновления содержания школьного образования: углубленное изучение в школе таких предметов, как геометрия, физика, химия и других естественно-научных дисциплин, может дать подрастающему поколению самые полезные знания, которыми оно сможет руководствоваться в жизни. Р. Оуэн, видевший в научно-техническом прогрессе основу для переустройства общества на разумной основе. Ш. Фурье оценивал традиционный для того времени отрыв школьного образования от практики как «бессмысленный ход воспитания», и, напротив, связь воспитания с практикой с трудом представлялась ему основой материального процветания общества.
Всестороннее развитие умственных и физических сил каждого ребенка и формирование у детей наибольшей способности к труду социалисты-утописты ХIХ в. относили к ведущим факторам, способствующим проявлению всех способностей человека.
В общем, можно сказать, что в социальных учениях ХIХ в. сформировались два подхода к воспитанию, к вопросу о путях и пределах развития человека как личности, всестороннее развитие, которой представлялось К.А. Сен-Симону, Ш. Фурье и Р. Оуэну как великая общечеловеческая цель и педагогическая функция воспитания, а также как средство социальной реконструкции, гармонизации общественных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: