Воспитание и школа в Западной Европе XVII-XIX века

В крупнейших странах Западной Европы в XIX в. происходило становление национальных систем школьного образования. Интерес общества и участие государства определили общее направление этого процесса, который в каждой стране имел специфические черты. Общим было расширение участия государства в школьном деле: в его управлении, во взаимоотношениях частной и общественной школы, в решении вопроса об отделении школы от церкви. Три взаимосвязанные государственные сферы - законодательная, исполнительная и финансовая - определяли судьбу школьных реформ.

В Пруссии Общим положением о школах (1794) все учебные заведения были объявлены государственными.

Во Франции введение такого законодательства фактически началось в годы Наполеоновской империи. Тогда определился статус государственных средних школ (лицеев), была создана система школьных округов (университетов).

В Англии в 1830 г. парламент впервые финансировал школу. В 1847 г. был издан закон о государственном инспектировании учебных заведений.

Организация управления школьным делом в странах Запада происходила при взаимодействии двух основных тенденций: централизации и децентрализации.

В Пруссии и Франции проводилась централизация школьного дела.

Во Франции управление школой находилось в ведении правительственных органов во главе с министром образования.

В Англии школьное законодательство предоставляло важные права и функции местным органам. Школы Лондона имели собственные статус и администрацию.

Во всех школьных системах Запада существовали частные учебные заведения, которые так или иначе находились под государственным контролем. Положение частных школ в разных странах складывалось неодинаково.
В Пруссии государство энергично вмешивалось в работу частных учебных заведений

Во Франции в частных учебных заведениях действовал контроль в виде правительственной инспекции.

Взаимоотношения государства и церкви, роль и место религии в школьном воспитании оказались одними из наиболее важных факторов при создании систем национального образования. Процесс отделения школы от церкви носил неоднозначный, противоречивый характер.
В Англии преподавание религии в школе не являлось обязательным

В Пруссии подтверждались веротерпимость и светский характер образования.

Начальное образование на Западе в XIX в. имело общие и специфические черты (сроки обучения, принципы организации учебного процесса, программы и пр.). В Западной Европе и США возникла начальная школа с максимально 7-летним сроком обучения. Кроме дневных школ, существовали вечерние и воскресные начальные школы. Складывалась система обязательного и бесплатного обучения. Обязательное бесплатное обучение впервые было введено в Пруссии. В США бесплатное общественное образование было закреплено законами середины 1850-х гг. В Англии закон о бесплатном обязательном образовании был принят в 1870 г., во Франции - в 1880-х гг.

(незнаю надо или нет) В XIX веке в З.Е –теория обучения и воспитания. Появляются новые теории.

Дидактика начального обучения И.Г.Песталоцци. Он разработал теорию развивающего и начального образования. Теория элементарного образования- организация обучения. При которой в объектах познания и деятельности выделяют простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого к сложному, доводя знания детей до совершенства. Разработал методику элементарного образования, которая позволила развивать реб-ка и страсть самостоятельным процессом обучения от простого к сложному. Считал что обучение должно быть природосообразным, то есть строится в соответствии с естественным ходом развития человеческой природы, начиная с младенческих лет. Основ.внимание уделял: нравственному, физическому, трудовому обучению.

Ф.Фрёбель создал первое дошкольное учреждение, детский сад. Считал что в человеке должно быть главным творческое начало, и воспитание должно развивать творческие задатки. Детально разработал систему дошкольного воспитания.

Дистерверг представитель немецких учителей. Предложил идею об объединении всех нем.учителей. Написал «руководство образования нем.учителей». Обосновал и усовершенствовал идею развивающего и воспитательного обучения. Следовал трем принципам:1)культуросообразности,2) самодеятельности, 3)природосообразности.

Развивающее обучение- стимулирует задатки и самодеятельность человека. Развивает его умственно, нравственно и физически. Самодеятельность- активность, инициатива личности.

Гербарт- представил педагогику как самостоятельную науку, которую можно преподавать. Считал что воспитание нравственности яв-ся основой формирования органичного развития личности. Цель воспитания- добролетель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: