Эмпирико-сенсуалитическая концепция воспитание Дж.Локка

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. В своих философских и соци­ально-педагогических сочинениях он попытайся теоретичес­ки осмыслить происходившие в стране коренные изменения в общественной жизни. В педагогической концепции Д. Локка нашли отражение его социально-политические и философские воззрения, а так­же немалый педагогический опыт, накопленный им в качест­ве преподавателя и домашнего воспитателя.

В эпоху становления новых общественных отношений и формирования новой философии учение средневековых неоп­латоников о врожденных идеях, которым обосновывалась Однако уже предшественники Д. Локка — Ф. Бэкон и его последователь Т. Гоббс — развивали сенсуалистический под­ход к познанию реальных явлений мира природы, хотя сам механизм приобретения, усвоения знаний индивидом оста­вался неосмысленным.

Необходимость теоретического обоснования возникнове­ния знаний, идей из мира чувств была поставлена всем ходом развития науки и общественной мысли. Эта настоятельная задача решалась в фундаментальном труде Д. Локка «Опыт о человеческом разумении» пра­вомерность сословных привилегий, стало предметом острейшей полемики.

Критика Д. Локком учения о врожденных идеях и разра­ботанная в связи с этим концепция опытного происхождения человеческого знания составляют краеугольный камень как его теории познания, так и системы педагогических идей. Идеи не врождены, в том числе идея Бога и нравственные правила, они не рождаются вместе с человеком. От рождения до приобретения личного опыта ум ребенка подобен «чисто­му листу».

Во внутренней структуре человеческого опыта Д. Локк выделял два источника знаний, идей: первый -ма­териальные объекты ощущений и обусловленные ими идеи чувственных качеств и представлений, с которыми связаны простые первичные идеи. Они составляют содержание так называемого «внешнего опыта»; второй идеи «внутреннего опыта». С «внут­ренним опытом», или «рефлексией», связан акт мышления. В итоге происходит процесс комбинирования простых идей внешнего опыта, их обобщение, абстрагирование. Искусство сенсорного чувст­венного восприятия является делом опыта и привычки и что поэтому от воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека.

Концепция воспитания и образования изложена Д. Локком в его трактате «Мысли о воспитании» (1693), где содержится как бы программа воспитания джентльмена, делового челове­ка нового общества. Отдавая некоторую дань традициям свет­ского воспитания — обучение танцам, фехтованию, верховой езде и т.д., Д. Локк последовательно настаивал на практической направленности обучения, необходимого «для деловых за­нятий в реальном мире».Концепция нравственного воспитания была обусловлена отрицанием им врожденных идей и норм мора­ли. «Естественный моральный закон», выдвинутый Д. Л, был подчинен идее правового государства, которое должно обеспечивать реализацию стремления людей к лич­ной безопасности и свободному пользованию своей собст­венностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: