double arrow

Глава 4. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА 4.1. Картины мира


Учение о бытии, его видах и формах служит основой для философского понимания мира, создания философской картины мира.

Картина мира - это целостный образ мира, обобщенная модель действительности. Картина мира - это система теоретизированных объектов, отражающих действительный мир на основе философских, религиозных и научных представлений, понятий, принципов, теорий. В связи с этим различают научную (общенаучную), религиозную и философскую картины мира.

Философская картина мира (ФКМ) создается на основе философских категорий и принципов; она также может опираться на научные либо рели­гиозные представления. В зависимости от характера основных компонентов, включенных в философскую картину мира, складывается определенное философское понимание мира.

К числу фундаментальных философских принципов относятся принципы неисчерпаемости и единства мира; другие принципы: диалектики, детерминизма и пр. Понимание неисчерпаемости и единства мира может быть постигнуто как в рамках идеалистической, так и материалистической картины мира. При этом в идеалистической философии в качестве единой мировой •< танции рассматривается дух, идеальное начало, а в материалистической философии в качестве мировой субстанции признается материя. В нервом





Кроме того, выделяют три основных вида материи: 1) вещество (жидкое, твердое, газообразное, плазменное); 2) поле (электромагнитное, гравитационное, ядерное и др.); . 3) физический вакуум (совокупность виртуальных частиц) .

26

случае речь идет об идеалистическом монизме, а во втором случае - о ма­териалистическом монизме.

Неисчерпаемость материи и материальное единство мира основополагающие принципы; лежащие в фундаменте материалистического понимания мира.

1. Онтологический аспект неисчерпаемости материи заключается в признании неограниченного качественного разнообразия форм, видов, уровней, свойств, законов и т.п. материи. С позиции диалектического материализма неограниченное качественное многообразие материального мира объясняется, во-первых, вечностью и бесконечностью материи и, во-вторых, постоянным движением (изменением) и развитием самой материи.

Признание вечности и бесконечности материи в материализме по существу носит постулативный характер (постулат - это положение, которое принимается без доказательства в рамках данной теории). Идеализм точно так же постулирует абсолютность и вечность духовной субстанции.

Гносеологический аспект неисчерпаемости материи заключается в принципиальной незавершенности человеческого знания о мире.

К пониманию неисчерпаемости мира современная наука добавляет представление о структурной организации материи. С точки зрения системного подхода, "мир есть система систем" (выражение австрийского ученого XX в. Л. Берталанфи). Современная наука в исследуемой части материального мира позволяет выделить, по крайней мере, три основных структурных уровня материи: микроуровень, макроуровень и мегауровень.



Объектами микроуровня являются элементарные частицы (~10*14 см), атомы (~10"8 см), молекулы (~10"7 см). Объектами макроуровня служат отдельные предметы и явления, соизмеримые с размерами человека, -растения, животные, люди, географические и геологические системы. Объектами мегауровня являются системы планет, звезды, галактики и другие космические системы. Максимальным объектом этого уровня выступает метагалактика, включающая ~ 100 млрд, галактик и др. межгалактические явления и процессы (время ее существования - 15 млрд. лет).

В рамках указанных структурных уровней материи выделяются области 1) неорганической материи, 2) органической материи (живое вещество), 3) разумной цивилизации (на сегодняшний день достоверно известно только человеческое общество).


2. Другой важнейший философский принцип - принцип единства. I и материализме речь идет о материальном единстве мира, в идеализме -| о духовном единстве мира.

Онтологический аспект материального единства мира состоит признании того, что все существующее в мире есть формы, виды, уровни, свойства, законы и т.п. материи. С точки зрения диалектического материализма существование идеального сознания не противоречит материальному единству мира, т.к. сознание понимается как свойство высокоорганизованной материи.



Примером реализации идеалистического принципа единства мира может служить концепция «всеединства» русских религиозных философов XIX - XX вв. (Соловьев, Булгаков, Карсавин). Согласно Владимиру Соловьеву (кн.: «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра» и др.), целостность материально-идеального мира обеспечивается духовным Абсолютом (Богом) -единой и всецелой идеей, воплощенной в душе мира, - Божественной премуд­рости Софии. Эта идеальная основа мира соединяет и Бога, и тварную природу.

Гносеологический аспект материального единства мира проявляется и относительной целостности и системности знаний о мире.

В философской картине мира в качестве фундаментальных проявлений бытия служат движение, пространство и время. В диалектическом материализме движение, пространство и время рассматриваются как атрибуты материи, т.е. как ее всеобщие и неотъемлемые свойства.

Принципиально иную, плюралистическую картину мира рисует постмодернизм (Делез, Гваттари), вводя принципы номадологии (доел. -«учение кочевника»):

1) аструктурности - предметы мира не имеют устойчивой структуры; 2) ацентризма - пространство не обладает центрами и открыто к территориализации; 3) неодетерминизма - принципиальная случайность сингулярного события; 4) антибинарности - устранение оппозиции внешнего и ш «утреннего, прошлого и будущего и др.

Религиозная и естественнонаучная картины мира рассматриваются • • 1 гл. 11.

28 4.2. Проблема движения в философии

Проблема движения разрабатывалась на протяжении всей истории философии. Сложилось идеалистическое и материалистическое, диалек­тическое и метафизическое (недиалектическое) понимание движения, его источника и его связи с материей.

Для идеализма в целом характерен отрыв источника движения от материи. С точки зрения объективного идеализма, движение сообщается инертной материи надприродной, нечеловеческой духовной силой. Так, представители средневековой схоластики А.Кентерберийский и Ф.Аквинский источник всякого движения в природно-человеческом мире видели в духовном божественном первоначале. С точки зрения субъективного идеализма, движение является лишь свойством сознания субъекта. Например, Беркли утверждал, что мир движется только в наших ощущениях.

Для метафизического воззрения на мир характерно в целом признание самостоятельного (независимого от материи) существования движения. Примером такого понимания служит направление энергетизм. Представители энергетизма сводят природные, общественные и психические явления к раз­личным состояниям энергии, причем предполагается, что энергия может превращаться в материю, а материя в энергию. В энергетизме не учитывается, что энергия есть лишь количественная мера движения, а потому превращение энергии в материю должно означать превращение движения в материю.

В основе диалектико-материалистического понимания движения, которое разработал Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы», лежат следующие положения.

1. Движение - это всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее
атрибут, способ существования материи.

2. Движение в применении к материи - это изменение вообще, т.е. всякое
изменение.

3. Движение выступает как взаимодействие предметов и явлений.

4. Движение существует в качественно различных формах.

Во второй половине XIX в. Энгельс дал первую научную классификацию форм движения материи. Он выделил пять основных разнокачественных форм движения:

1) механическую,

2)физичечкую,


химическую,

4) биологическую,

5) социальную.

Все формы движения взаимосвязаны между собой: высшие, более | сложные формы возникают и существуют на базе низших, более простых форм движения, но не сводятся к ним. Разнокачественные формы движения материи,

сочетания и специфические материальные носители, а также

соответствующие закономерности изучают различные науки.

Современная философия также выделяет квантово-механическую, кибернетическую, геологическую и иные формы движения материи.

Метафизическое сведение одних форм движения к другим, более простым (например, социальных и биологических закономерностей -к физическим) называется редукционизмом.

Интегративно-общенаучные концепции XX века, такие как общая теория

систем Берталанфи, кибернетика Винера, синергетика Пригожина и Хакена,

претендуют на выработку универсального научного знания, что неизбежно

сопряжено с редукцией. Редукционизм подвергается критике со стороны диалектики. (Так было и с организационной теорией «тектологией» отечест-

венного ученого А.А.Богданова). В свою очередь, представители кибернетики, системного движения и др., использующие методологию редукционизма, критикуют диалектику.







Сейчас читают про: