Движение и его основные формы

Структурность материального мира, существование в нем определенного типа материальных предметов и систем предполагает непосредственное и опосредованное, внутреннее и внешнее взаимодействие материальных объектов, которое является основой их конкретного бытия, изменения и развития. Именно взаимодействие предметов и явлений, состояний и процессов выступает причиной самодвижения материи, ее преобразований.

В философии любое качественное и количественное изменение, изменение вообще обозначается понятием «движение». Нет материи без движения, которое выступает ее способом существования и атрибутом (неотъемлемым свойством). Движению присущи такие признаки, как объективность, всеобщность, абсолютность, несотворимость, неуничтожимость, противоречивость.

Как правило, выделяют два главных типа движения. Первый связан с сохранением качества предмета неизменно воспроизводимым. Он выражает скрытые, внутренние изменения предмета, которые не фиксируются простым наблюдением. Поэтому на уровне обыденного сознания люди не воспринимают тот факт, что любой предмет включен в каждый момент времени в процесс изменений. Понятие «покой» как раз и служит для обозначения таких состояний движения, которые обеспечивают устойчивость и стабильность его качественных признаков. Покой относителен, ибо говорить о состоянии покоя можно лишь по отношению к определенной системе отсчета (наш дом – Земля – Солнце – Галактика ). Второй тип движения связан с преобразованием качества предмета, появлением нового состояния, отличного от предшествующего (процесс развития), фиксируемого на уровне наблюдений. К нему относят явления разрушения – смерти предметов неживой и живой природы, переход предметов из одного состояния в другое, возникновение новых природных и культурных объектов.

Наряду с типами движения выделяют и формы движения – движение с материальным носителем, охватывающее явления, обладающие определенным качественным единством и подчиненные одним законам. В середине XIX в. Ф. Энгельс, опираясь на достижения науки своего времени, выдвинул идею о формах движения материи и их взаимодействии. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:

· формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи;

· формы движения связаны между собой генетически, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших форм и представляют их синтез;

· высшие формы движения качественно специфичны и несводимы целиком и полностью к низшим формам (например, невозможно описать и объяснить биологические процессы исходя только из физико-химических свойств, игнорируя процессы биоэволюции, естественного отбора и наследственности).

Исходя из этих принципов, Ф. Энгельс выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.

Классификация форм движения материи Ф. Энгельса не потеряла своей значимости и в наши дни. В то же время прогресс науки в XX в. внес существенные изменения в понимание материальных носителей форм движения, соотношения механической, физической и химической форм движения, природы биологической и социальной форм движения. Современная наука открыла новые формы физического движения: превращение элементарных частиц и взаимодействие субэлементарного уровня (процессы микромира), галактические взаимодействия и расширение Вселенной (процессы мегамира). Изменилось понимание взаимоотношений физических и химических форм движения: химическая форма движения возникает из взаимодействий микромира и обеспечивает переход к макрофизическим процессам.

В новом свете предстала проблема соотношения механической и физической форм движения. Оказалось, что механическое движение – это не генетическая основа физического движения, а результат процессов взаимопревращения элементарных частиц, переплетения сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. Научные достижения XX в. изменили понимание природы биологического движения. В качестве материальных носителей, кроме белковых молекул, были открыты ДНК и РНК, сформировалось представление о биосфере как условии дифференциации и развертывания всех уровней организации живой материи.

Следует подчеркнуть, что сегодня существуют достаточно обоснованные космологические модели существования материи без движения. Современная астрофизика и космология открыла так называемую «темную энергию» (космический вакуум) с самой большой плотностью энергии и отрицательным давлением. По представлениям космологов, это самая большая часть Вселенной, которая занимает около 70% плотности энергии мироздания. В ней нет движения, изменения, различия, неоднородностей. Вещественная часть Вселенной составляет лишь 3% мировой плотности энергии, а «темная масса» (скрытое вещество) – соответственно около 25%. На «темную энергию» не воздействуют ни вещественная часть, ни «темная масса», зато космический вакуум влияет на все другие части Вселенной, заставляя ее с ускорением расширяться. Поскольку философия в принципе не допускала существование материи без движения, очень сложно осознать тот факт, что две трети нашей Вселенной на протяжении миллиардов лет существует без какого-либо изменения, движения. Философии предстоит серьезно переосмыслить свои установки, чтобы разрешить этот космологический парадокс в научной картине мира XXI в.

4. Пространство и время как формы
существования бытия

Структурная организация материального мира предполагает сосуществование различных материальных объектов, внешних друг другу, образующих устойчивые конфигурации, задающие границы объекта относительно окружающей среды. Философская категория, обозначающая форму бытия вещей и явлений, выражающая свойства объектов быть протяженными, занимать положение среди других объектов и граничить с ними, называется пространством. Понятие «пространство» необходимо для обозначения прерывности материального мира, его структурной расчлененности и упорядоченности. Оно имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована и структурирована (мир расчленяется на предметы, которые также делятся на связанные между собой элементы).

Материальные объекты находятся в постоянном движении, представляют собой процессы, проходящие определенные стадии. Такая форма существования бытия, которая характеризует длительность протекания процессов изменения предметов и явлений, их последовательность, скорость, темп и ритм выражается с помощью философской категории времени. Понятие «время» позволяет осмыслить непрерывность взаимодействия объектов, продолжительность их существования. Оно имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития.

Категории пространства и времени – наиболее общие абстракции, характеризующие структурную организацию материи и ее изменчивость. Они выступают формой качественной и количественной организации содержания бытия. Вне пространства и времени материя не существует, одновременно сами пространство и время можно существовать в отрыве от материи. Только в абстракции можно отделить их от материального мира. В истории философии такое понимание пространства и времени было дано в реляционной концепции (Аристотель, Г.В. Лейбниц и др.). Независимое от материи существование пространства и времени как особых сущностей отстаивалось сторонниками субстанциональной теории (Демокрит, И. Ньютон и др.).

Достижения науки в XIX–XX вв. подтвердили выводы философии о неразрывной взаимосвязи пространства, времени и движущейся материи (Г. Гегель, Ф. Энгельс). Речь идет о неэвклидовой геометрии (К. Гаусс, Н. Лобачевский, Я. Больяй), квантовой теории (М. Планк) и др. Ключевую роль при этом сыграла специальная и общая теории относительности А. Эйнштейна, которые представили связь между пространством, временем, движением и материей в виде математических формул.

Так, в специальной теории относительности А. Эйнштейна (1905 г.) было доказано, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой. При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные интервалы растягиваются. Пространство и время зависят от характера движения тела, т.е. определяются состоянием движущейся материи. В общей теории относительности (1916 г.) было показано, что геометрия пространства–времени определяется характером поля тяготения, обусловленного взаимным расположением тяготеющих масс. Рядом с большими тяготеющими массами происходит искривление пространства (его отклонение от эвклидовой геометрии) и замедление хода времени. Если задана геометрия пространства–времени, то автоматически задается и характер поля тяготения, и наоборот: если задано определенное расположение тяготеющих масс относительно друг друга, то автоматически задается и геометрия пространства–времени. Тем самым была раскрыта глубокая связь между пространством, временем, движением и материей.

Современная наука показала, что в природе существует единое пространство–время, что многообразие видов материи в нашей Вселенной связано с такой фундаментальной характеристикой пространства–времени, как его размерность «3+1». Трехмерность пространства является условием существования устойчивых систем, состоящих из двух тел (образование планетных систем). Более того, только в трехмерном пространстве возможно образование электронных оболочек вокруг ядра, существование атомов, молекул, макротел.

В новейших космологических, математических и физических теориях разрабатываются многомерные модели мироздания, которые необходимо учитывать в ходе осмысления философской проблемы бесконечности мира в пространстве и времени. Так, в современных концепциях супергравитации, где сильные, электрослабые и гравитационные взаимодействия рассматриваются как взаимосвязанные и как проявления глубинного взаимодействия, вводится представление о десятимерном пространстве. В этой модели мира допускается предположение, что при рождении нашей Метагалактики только четыре из десяти измерений приобрели макроскопический статус, а остальные оказались как бы свернутыми в областях микромира. Современные представления о развитии материи не исключают, что Большая Вселенная состоит из множества миров, в которых могут быть принципиально иные формы пространства и времени. В этих мирах могут отсутствовать условия, порождающие известные нам формы материи, но, возможно, возникают и неизвестные нашей Метагалактики уровни организации материи.

Качественное многообразие пространственно-времен-
ных структур на уровнях неживой и живой природы, общества является важнейшим признаком материального мира. Наряду с физическим пространством–временем существует особое биологическое пространство–время. Пространственная организация живых организмов связана с ассиметрией «левого» и «правого» в группировках атомов, которая дает возможность организмам активно приспосабливаться к среде обитания, обеспечивает разнообразие движений и функций, необходимое для их выживания. Временную организацию живых организмов характеризуют своеобразные «часы», механизмы опережающего отражения будущих внешних событий и изменений. Живой организм посредством иерархической организации системы биологических часов (от клетки до работы отдельных органов и системы органов) запускает такие реакции, которые обеспечивают его адаптацию к будущим событиям.

Пространственно-временные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к физическому пространству и времени неживой природы, ни к биологическому пространству и времени. Они не существуют вне и независимо от человеческой деятельности и социальных отношений людей, в отрыве от смыслов человеческого бытия, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Специфические характеристики социального пространства и времени отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека определенной исторической эпохи.

Социальное пространство – освоенное человеком пространство природы, обладающее социально значимыми характеристиками, представленными в том или ином конкретно-историческом мировоззрении. Понимание особой природы социального пространства невозможно без представлений о целостной системе общественной жизни, которая непрерывно изменяется и усложняется в ходе исторического развития. Эта система имеет свою специфическую пространственную структуру, которая не сводится только к отношениям материальных предметов, а включает и их отношение к человеку, его общественные связи и смыслы, которые фиксируются в системе категорий определенной культуры (мировоззренческих универсалиях). Социальные пространственные структуры (технические устройства, архитектура города, производственная инфраструктура, транспортные магистрали, упорядоченное пространство полей, садов, орошаемых земель и т.д.) не возникают сами по себе в природе, а являются продуктом деятельности людей и отражает специфику конкретно-исторических социальных отношений.

Социальное время – это внутреннее время общественной жизни, которое включено во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Оно выступает мерой изменчивости общественных явлений и процессов, исторических преобразований в жизни людей и протекает неравномерно – в ходе прогресса общества как бы уплотняется и ускоряется. Так, на ранних этапах развития общества ритмы социальных процессов были замедленными в силу господства традиции с ее установкой на воспроизводство существующих социальных отношений. С возникновением в культуре идеи направленности времени и ориентации на будущее происходит резкое ускорение развития всей системы общественных процессов (Новое время и современная эпоха). При этом в период революционных преобразований темп социальных изменений, насыщение социального времени исторически важными явлениями и событиями усиливаются по сравнению с периодами относительно спокойного развития.

Социальное время имеет сложную многоуровневую структуру, формируясь как результат взаимодействия, своеобразный сплав различных временных структур: время развития человечества, время образования нации, время смены общественно-экономических формаций, время социальных групп и общностей, время индивидуального бытия человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: