Среди всеобщих связей выделяются структурные связи бытия, которые определяют организацию, строение мира.
Прежде всего структурные связи выражаются во взаимосвязи целого и частей.
Целое - это объединение отдельных предметов, ведущее к образованию в данной совокупности предметов новых свойств и закономерностей.
Часть - это отдельные предметы в совокупности предметов, образующих целое.
Диалектика целого и части: взаимодействие частей ведет к целому, целое — это нечто большее, чем сумма частей. Каждая часть своей связью оказывает влияние на другие части и на все целое.
Различают неорганическое и органическое целое. Неорганическое целое образуют предметы неживой природы (атомы, молекулы, кристаллы), а органическое целое образуют предметы живой природы и общества. Органическое целое имеет способность к прогрессивному саморазвитию.
Диалектическому пониманию взаимосвязи целого и части противостоит:
1) механицизм, который сводит свойства целого к простой сумме свойств
частей;
2) редукционизм, который сводит высшие, сложные формы целостности
к низшим, более простым формам (например, биологические формы - к физи
ческим формам).
В современной науке категории части и целого находят свое специфическое проявление в системном подходе. С этим подходом связаны понятия системы, элемента, структуры, иерархии.
Система - это целостная совокупность взаимосвязанных элементов.
Элемент - это такая часть системы, которая предполагается в данных условиях далее не делимой.
Структура -~ это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы. Понятие структуры близко к понятиям "строение" и "организация".
Иерархия — это взаимосвязь систем различных уровней. Каждая система состоит из подсистем и сама как подсистема входит в состав большой системы.
Спецификой систем является наличие у них интегративных качеств, которые не свойственны отдельным элементам. Так, человек как система обладает сознанием, которое не свойственно отдельным частям его тела.
Упорядоченность бытия еще со времен Аристотеля связывалась с формой и содержанием. Каждая вещь или явление имеют свое содержание и форму.
Содержание - это вся совокупность элементов вещи или процесса, то, из чего они состоят.
Форма — это внутренняя и внешняя структура содержания, это способ существования содержания.
Так, содержанием человека как живого существа является его органическая вещественность, генетический код, физиологические процессы, а формой — внутреннее и внешнее строение тела и др. Человек как личность своим содержанием имеет способности, мысли, цели, а формой служит способ его поведения, деятельность.
У Аристотеля и Фомы Аквинского вопрос о соотношении формы и материи решался так: форма выступает определяющим и организующим началом мира, отдельных вещей; высшая форма - Бог.
Диалектика формы и содержания, открытая Гегелем, такова: содержание оформлено, а форма содержательна. Ведущей, более активной стороной этого единства является содержание. Форма обладает относительной самостоятельностью, а в ряде случаев активно воздействует на содержание.
Гегель выделял три соотношения между содержанием и формой:
1) форма соответствует содержанию, тогда содержание развивается;
2) форма не соответствует содержанию, тогда содержание чахнет;
3) форма частично соответствует, а частично не соответствует содер
жанию, тогда оно развивается неравномерно.
В материалистической диалектике: материя - это содержание бытия, а движение, пространство и время - это форма, способ существования материи.
Учет закономерностей взаимосвязи формы и содержания имеет существенное методологическое значение в научно-техническом творчестве, в литературе и искусстве.