Структурные связи бытия

Среди всеобщих связей выделяются структурные связи бытия, которые определяют организацию, строение мира.

Прежде всего структурные связи выражаются во взаимосвязи целого и частей.


Целое - это объединение отдельных предметов, ведущее к образованию в данной совокупности предметов новых свойств и закономерностей.

Часть - это отдельные предметы в совокупности предметов, образующих целое.

Диалектика целого и части: взаимодействие частей ведет к целому, целое — это нечто большее, чем сумма частей. Каждая часть своей связью оказывает влияние на другие части и на все целое.

Различают неорганическое и органическое целое. Неорганическое целое образуют предметы неживой природы (атомы, молекулы, кристаллы), а орга­ническое целое образуют предметы живой природы и общества. Органическое целое имеет способность к прогрессивному саморазвитию.

Диалектическому пониманию взаимосвязи целого и части противостоит:

1) механицизм, который сводит свойства целого к простой сумме свойств
частей;

2) редукционизм, который сводит высшие, сложные формы целостности
к низшим, более простым формам (например, биологические формы - к физи­
ческим формам).

В современной науке категории части и целого находят свое специфическое проявление в системном подходе. С этим подходом связаны понятия системы, элемента, структуры, иерархии.

Система - это целостная совокупность взаимосвязанных элементов.

Элемент - это такая часть системы, которая предполагается в данных условиях далее не делимой.

Структура -~ это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы. Понятие структуры близко к понятиям "строение" и "организация".

Иерархия — это взаимосвязь систем различных уровней. Каждая система состоит из подсистем и сама как подсистема входит в состав большой системы.

Спецификой систем является наличие у них интегративных качеств, которые не свойственны отдельным элементам. Так, человек как система обладает сознанием, которое не свойственно отдельным частям его тела.

Упорядоченность бытия еще со времен Аристотеля связывалась с формой и содержанием. Каждая вещь или явление имеют свое содержание и форму.

Содержание - это вся совокупность элементов вещи или процесса, то, из чего они состоят.


Форма — это внутренняя и внешняя структура содержания, это способ существования содержания.

Так, содержанием человека как живого существа является его органическая вещественность, генетический код, физиологические процессы, а формой — внутреннее и внешнее строение тела и др. Человек как личность своим содержанием имеет способности, мысли, цели, а формой служит способ его поведения, деятельность.

У Аристотеля и Фомы Аквинского вопрос о соотношении формы и материи решался так: форма выступает определяющим и организующим началом мира, отдельных вещей; высшая форма - Бог.

Диалектика формы и содержания, открытая Гегелем, такова: содержание оформлено, а форма содержательна. Ведущей, более активной стороной этого единства является содержание. Форма обладает относительной самостоятельностью, а в ряде случаев активно воздействует на содержание.

Гегель выделял три соотношения между содержанием и формой:

1) форма соответствует содержанию, тогда содержание развивается;

2) форма не соответствует содержанию, тогда содержание чахнет;

3) форма частично соответствует, а частично не соответствует содер­
жанию, тогда оно развивается неравномерно.

В материалистической диалектике: материя - это содержание бытия, а движение, пространство и время - это форма, способ существования материи.

Учет закономерностей взаимосвязи формы и содержания имеет существенное методологическое значение в научно-техническом творчестве, в литературе и искусстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: