double arrow

Связи детерминации


Связи детерминации имеют всеобщий характер и объединяют взаимодействия причины и следствия, случайности и необходимости, возможности и действительности. Детерминировать - значит определять.

Детерминизм - это философское направление, признающее объективный и всеобщий характер причинности и закономерности явлений. Материалистическое понимание мира и научное познание опирается на принцип детерминизма.

Детерминизму противостоит индетерминизм, который отвергает причинность и закономерность тех или иных явлений.

В смене обусловливающих друг друга явлений обусловливающее явление называется причиной, а обусловленное явление называется следствием.

Структура причинно-следственных связей включает в себя два важных момента:

1) временной - причина предшествует следствию,

2) генетический - причина порождает следствие (ср. пословцу: "Что
посеешь, то пожнешь").

С точки зрения материалистической диалектики, причинно-следственные связи имеют следующие основные черты:

1) объективный характер, т.е. существуют вне и независимо от сознания;

2) всеобщий характер, т.е. любое явление причинно обусловлено
(ср.поговорку: " Нет дыма без огня ");

3) необходимый характер, т.е. определенная причина вызывает соответ­
ствующее следствие (ср. поговорку:" Посеешь ветер - пожнешь бурю");

4) необратимый характер, т.е. изменения не приводят к исходному
состоянию;

5) нелинейный характер, т.е. причинно-следственные связи имеют ха­
рактер взаимодействия: следствие воздействует на свою причину.

При реализации причинно-следственных связей важную роль играют условия. Условия - это совокупность факторов, которые необходимы для появления следствия, но не порождают его (ср. поговорку: "Куй железо, пока горячо").

Причину надо отличать от повода.

Причинность может носить как необходимый, так и случайный характер.

Необходимость -- это связь явлений, обусловленная внутренними причинами, вытекающая из внутренней природы вещей.

Случайность - это связь явлений, обусловленная внешними причинами, факторами. Случайность - это пересечение необходимых связей.

Диалектика необходимости и случайности: случайность есть форма проявления и дополнения необходимости (Ф. Энгельс).

Материалисты признают объективный характер необходимости. Но не все материалисты признавали существование случайности, считали ее непознанной необходимостью (например, Демокрит, Спиноза, Гольбах). Так,


механистический (лапласовский) детерминизм исходил из существования

только необходимости.

Применительно к человеку и обществу ставится вопрос о соотношении свободы и необходимости. Для Спинозы и марксистов свобода - это познанная и осознанная необходимость внешних, объективных условий. По Канту, свобода есть добровольное подчинение человека необходимому нравственному закону. В экзистенциализме свобода понимается как внутренняя необходимая забота человеческого существования и ответст­венность выбора (Бердяев, Хайдеггер, Сартр).

Разное понимание соотношения между необходимостью и случайностью привело в философии к возникновению фатализма и волюнтаризма.

Фатализм абсолютизирует необходимость, понимает ее как неизбежность (рок, судьба людей, общества).

Волюнтаризм, наоборот, недооценивает роль необходимости, все явления сводит к случайной роли волевых действий субъектов.

Наука доказывает объективный характер и необходимости, и случай­ности, рассматривает их в качестве основы динамических и статистических закономерностей.

В основе динамических закономерностей лежат однозначные необхо­димые связи. В основе статистических закономерностей лежат неодно­значные случайные связи между явлениями (в совокупностях атомов, молекул, людей).

Случайные события оцениваются с помощью теории вероятности. Вероятность это количественная характеристика меры возможности появления какого-либо случайного события.

Понять процесс появления нового помогают категории "возможность" и "действительность".

Возможность это предпосылки возникновения нового, это

потенциальная действительность.

Действительность это осуществленная возможность. В более широком значении: действительность - все существующее.

Диалектическая взаимосвязь: все, что существует в действительности когда-то было возможностью; сама действительность является возможностью новой действительности.

Различают реальные и формальные (абстрактные) возможности (ср. поговорку: "Синица в руках и журавль в небе"). Реальные возможности

вытекают из объективнойдействительности; для их реализации уже существуют необходимые условия. Для реализации формальных возможностей требуются существенные изменения окружающих условий. Реальные и формальные возможности могут переходить друг в друга (см. кн.: «Материалистическая диалектика как система» /Под ред. А.П.Шептулина. М, 1983).

Таким образом, парные диалектические категории выражают наиболее общие и существенные взаимосвязи бытия и познания. Вместе с основными диалектическими законами неосновные законы диалектики вскрывают объективно существующую универсальную диалектическую связь, которая находит свое отражение в сознании и познании людей.




Сейчас читают про: