Как известно, большинство философов признает познаваемость мира; к их числу относятся все материалисты, а также многие идеалисты. Независимо от того, какую философскую позицию занимают философы при исследовании процессов познания, они обязательно в структуре познавательных отношений выделяют два основных элемента:
1) объект познания (гносеологический объект);
2) субъект познания (гносеологический субъект).
Объект познания | ? | Субъект познания |
В первом приближении объект познания - это то, что познается, а субъект познания - это тот, кто познает. Между ними складываются определенные отношения - познавательные отношения.
Конкретное понимание объекта, субъекта познания и характера их взаимоотношений зависит от философского направления, которого
придерживается тот или иной философ.
1. Домарксовский материализм исходил из того, что процесс познания -
это отражение субъектом объекта. Первая материалистическая гносео
логическая концепция - концепция "мягкого воска". Согласно этой концепции
объект воздействует на субъект и оставляет в нем отпечатки, иначе говоря -
субъект, подобно воску, пассивно отражает объект. При этом сознание
человека выступает в качестве "чистой доски" (лат. *аЪи1а газа),
на которой природа пишет свои письмена (Дж. Лот). Таким образом, первый
принцип этой гносеологии - принцип пассивного отражения.
Второй принцип домарксовской гносеологии - "гносеологическая робинзонада"', согласно этому принципу субъект познания понимается как отдельный индивид, оторванный от общества и лишенный социальной сущности. Гносеологический субъект, подобно Робинзону Крузо, в одиночку познает окружающий мир.
Третий принцип этой гносеологии говорит о характере отношения между субъектом и объектом познания. Игнорирование общественно-исторической практики, активного воздействия человека на природу с помощью орудий труда приводит к выводу, что человек и природа находятся без посредников, "с глазу на глаз" (фр. 1ё1-а-1ё1).
2. В идеалистических теориях познания в целом:
1) отрицалось понимание процесса познания как отражения;
2) подчеркивался активный характер субъекта познания;
3) практика понималась как чистая духовная деятельность.
В объективном идеализме вместо принципа отражения выдвигался принцип припоминания. Так, древнегреческий философ Платон утверждал: для того чтобы познать мир, надо закрыть глаза, заткнуть уши и придаться воспоминаниям о том мире идеальных сущностей, в котором пребывала душа человека до его рождения. С точки зрения немецкого философа Гегеля, познание - это диалектический процесс исторического воспоминания. При этом субъект познания имеет социальную сущность (в гносеологии: Я з Мы).
В субъективном идеализме также отрицается принцип отражения, вместо него выдвигается принцип беспредпосылочной гносеологии, который предполагает, что гносеологический объект не существует независимо от гносеологического субъекта. На рубеже XIX - XX вв. швейцарский философ
Авенариус развивал теорию принципиальной координации между объектом и субъектом познания ("нет объекта без субъекта").
Родоначальник феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (XIX ~ XX вв.) хотя и говорил, что сознание не создает объект, однако считал, что сознание обладает объектом и основой познания служит феноменологическая редукция, очищающая субъективное сознание от реальности окружающего мира.