Гносеологии

В марксистской философии диалектико-материалистическая теория познания использовала, с одной стороны, материалистический принцип отражения, с другой стороны, понимание активности субъекта познания, распространенное в идеализме.

Наряду с этим в теорию познания было введено представление о мате­риальной общественно-исторической практике. Здесь структура познаню-тельных отношений представляется следующим образом.

Субъект познания

Орудия труда

Объект познания

Активное отражение

Общественно-историческая материальная ПРАКТИКА

Человек познает действительность, практически изменяя ее. В прак­тической деятельности человек между собой и природой помещает орудия труда. В общем случае орудия труда либо присутствуют непосредственно, либо опосредованно в виде знаний, полученных ранее с использованием орудий труда.

Субъект познания с помощью орудий труда (непосредственно или опосредованно) воздействует на объект познания и в результате воздействия

I

объект активно отражается субъектом, и все это осуществляется на основе общественно-исторической материальной практики.

Марксистская гносеология предполагает, что в своей практической и познавательной деятельности человек с помощью орудий труда изменяет действительность. Поэтому человек познает природу не саму по себе, он познает фактически результат практических воздействий на природу. В связи с этим принципиально изменяется понимание объекта и субъекта познания.

Субъект познания социален и выступает на трех уровнях: это индивид, коллектив, общество в целом. Объект познания - это, прежде всего, часть объективного мира, вовлеченная в сферу познавательно-практической деятельности людей, а также это и субъективная реальность - психика человека, его сознание и бессознательное. Объект познания постоянно расширяется и углубляется.

Практика - это материальная, общественно целесообразная и много­образная деятельность людей, обусловленная данной ступенью общественного развития и направленная на преобразование природы, общества и самого человека. Практике как материальной деятельности противостоит теория как духовная деятельность.

Основные виды практики:

1) материально-производственная деятельность;

2) общественно-историческая деятельность;

3) научно-исследовательская (опытная) деятельность.
Основные функции практики в процессе познания:

1) практика - исходный пункт познания;

2) практика - основа познания;

3) практика - конечная цель познания;

4) практика - критерий истинности знаний.

Взаимодействие между субъектом и объектом познания носит диалек­тический характер. Эта диалектика проявляется в том, что процесс познания есть переход от незнания к знанию, от неполного и неточного знания ко все более полному и точному знанию, от знания явлений к знанию сущности, от знания сущности первого порядка - к сущности второго, третьего и т.д. порядков; диалектика также проявляется в единстве чувственного и ра­ционального в познании, в единстве теории и практики и т.д.

Таким образом, диалектико-материалистической гносеологией выдвигается три основных принципа:


1) принцип активного отражения^

2) принцип практики',

3) принцип диалектики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: