В марксистской философии диалектико-материалистическая теория познания использовала, с одной стороны, материалистический принцип отражения, с другой стороны, понимание активности субъекта познания, распространенное в идеализме.
Наряду с этим в теорию познания было введено представление о материальной общественно-исторической практике. Здесь структура познаню-тельных отношений представляется следующим образом.
Субъект познания |
Орудия труда
Объект познания
Активное отражение
Общественно-историческая материальная ПРАКТИКА
Человек познает действительность, практически изменяя ее. В практической деятельности человек между собой и природой помещает орудия труда. В общем случае орудия труда либо присутствуют непосредственно, либо опосредованно в виде знаний, полученных ранее с использованием орудий труда.
Субъект познания с помощью орудий труда (непосредственно или опосредованно) воздействует на объект познания и в результате воздействия
I |
объект активно отражается субъектом, и все это осуществляется на основе общественно-исторической материальной практики.
|
|
Марксистская гносеология предполагает, что в своей практической и познавательной деятельности человек с помощью орудий труда изменяет действительность. Поэтому человек познает природу не саму по себе, он познает фактически результат практических воздействий на природу. В связи с этим принципиально изменяется понимание объекта и субъекта познания.
Субъект познания социален и выступает на трех уровнях: это индивид, коллектив, общество в целом. Объект познания - это, прежде всего, часть объективного мира, вовлеченная в сферу познавательно-практической деятельности людей, а также это и субъективная реальность - психика человека, его сознание и бессознательное. Объект познания постоянно расширяется и углубляется.
Практика - это материальная, общественно целесообразная и многообразная деятельность людей, обусловленная данной ступенью общественного развития и направленная на преобразование природы, общества и самого человека. Практике как материальной деятельности противостоит теория как духовная деятельность.
Основные виды практики:
1) материально-производственная деятельность;
2) общественно-историческая деятельность;
3) научно-исследовательская (опытная) деятельность.
Основные функции практики в процессе познания:
1) практика - исходный пункт познания;
2) практика - основа познания;
3) практика - конечная цель познания;
4) практика - критерий истинности знаний.
Взаимодействие между субъектом и объектом познания носит диалектический характер. Эта диалектика проявляется в том, что процесс познания есть переход от незнания к знанию, от неполного и неточного знания ко все более полному и точному знанию, от знания явлений к знанию сущности, от знания сущности первого порядка - к сущности второго, третьего и т.д. порядков; диалектика также проявляется в единстве чувственного и рационального в познании, в единстве теории и практики и т.д.
|
|
Таким образом, диалектико-материалистической гносеологией выдвигается три основных принципа:
1) принцип активного отражения^
2) принцип практики',
3) принцип диалектики.