В истории философии чувственный и рациональный моменты познания метафизически противопоставлялись друг другу. В результате в гносеологии сложились два противоположных философских направления, которые абсолютизировали эти моменты познания - эмпиризм и рационализм.
Согласно эмпиризму (от греч. empiria - опыт) все познание выводится из чувственного опыта (эмпирии). Предшественником европейского эпиризма считается Демокрит. Представители эмпиризма: Ф.Бэкон, Дж.Локк, Дж.Ст.Милль и др. К эмпиризму близок сенсуализм. Сенсуализм - это философское воззрение, согласно которому источником познания являются ощущения, а содержание знаний в конечном счете сводится к элементам чувственного познания. Среди представителей сенсуализма есть и материалисты (Дж.Локк, Л.Фейербах и др.), и идеалисты (Ц.Беркли, Д.Юм и др.). Формула сенсуализма (и эмпиризма): «Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве» (Дж. Локк).
Согласно рационализму (от лат. ratio - разум) источником познания и критерием его истинности служит разум (мышление). Родоначальником европейского рационализма считается Платон. Представители рационализма: Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. Античный рационализм чувственное отражение называл "темным". По Лейбницу, чувственность есть лишь толчок
|
|
для деятельности врожденных идей (теорию которых разрабатывал Декарт). К формуле сенсуализма (и эмпиризма) рационализм добавляет фразу: "кроме самого интеллекта ".
Преодолеть односторонность эмпиризма и рационализма и соединить их первым попытался Кант: знание возникает в результате синтеза чувственных форм (ощущений) и априорных категорий рассудка.
С точки зрения диалектического материализма, чувственное и рациональное, живое созерцание и абстрактное мышление - два разнокачественных уровня отражения действительности, два необходимых и неразрывно связанных момента единого процесса познания. Если чувственная ступень познания отражает явления, то рациональная ступень позволяет познать сущность вещей, понять внутренние законы их существования.