Идеалистическим и субъективистским концепциям аксиологии противостоит марксистский анализ ценностей, который подчеркивает общественно-историческую сущность, историчность и познаваемость ценностей. Такой анализ ценностей широко используется при изучении истории культуры, общественного сознания.
Культура является продуктом и достоянием человека. Плоды культуры постоянно подвергаются оценке со стороны человека, прежде всего с точки зрения их "полезности" и "вредности". В таком виде явления культуры выступают как ценности культуры.
В свою очередь, системы ценностей служат культурообразующим фактором.
Как уже говорилось (в главе 1), под культурой понимается то, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой.
Понятие культуры объединяет достижения людей во всех сферах человеческой деятельности - и духовной, и материальной. Источник культуры -творческий, созидательный труд.
Сердцевиной материальной культуры являются орудия труда, техника. В современную эпоху материальной культурой становятся материализованные воплощения достижений науки.
|
|
Духовная культура представляет собой совокупность качественных достижений в области науки, искусства, образования, просвещения и др. К духовной культуре также следует отнести язык, речь, мышление (логику) и пр. Особым компонентом культуры выступает религия.
Между материальной и духовной культурой существует органическое единство.
Проведение типологизации культуры возможно по разным признакам.
Так, выделяют культуру различных наций и народностей (например, русская, татарская и др.).
В классово-антагонистическом обществе Ленин выделял существование двух культур в каждой национальной культуре: культуру господствующего класса и культуру трудящегося класса.
В соответствии с типами общественно-экономических формаций различают исторические типы культур: первобытную, азиатскую деспотического общества, рабовладельческую, феодального общества, буржуазную, социалистическую.
Особые классификации культур были предложены Данилевским, Шпенглером, Тойнби, Сорокиным, Гумилевым и другими философами истории и культурологами.
Все названные типы и виды культуры взаимосвязаны с единой, общей человеческой культурой.
Проведение аксиологического анализа, дающего оценку тому или иному явлению культуры (материальной и духовной), возможно с позиции потребностей и интересов различных социальных групп (скажем, классов или наций) или с общечеловеческих позиций. Отсюда социально-классовый, национальный и общечеловеческий подходы к явлениям культуры.
|
|
Особый интерес с аксиологической точки зрения представляет анализ форм духовной деятельности общества, или иначе - форм общественного сознания (и соответствующих форм культуры).
К ним относятся следующие формы:
1) политическая (политика),
2) правовая (право),
3) нравственная (мораль),
4) эстетическая (искусство),
5) научная (наука),
6) религиозная (религия),
7) философская (философия).
Эти формы получают оценку в плане добра и зла, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого, красоты и безобразия, истины и заблуждения и т. д.