Ценности и культура

Идеалистическим и субъективистским концепциям аксиологии противостоит марксистский анализ ценностей, который подчеркивает общественно-историческую сущность, историчность и познаваемость ценностей. Такой анализ ценностей широко используется при изучении истории культуры, общественного сознания.

Культура является продуктом и достоянием человека. Плоды культуры постоянно подвергаются оценке со стороны человека, прежде всего с точки зрения их "полезности" и "вредности". В таком виде явления культуры выступают как ценности культуры.

В свою очередь, системы ценностей служат культурообразующим фактором.

Как уже говорилось (в главе 1), под культурой понимается то, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой.

Понятие культуры объединяет достижения людей во всех сферах челове­ческой деятельности - и духовной, и материальной. Источник культуры -творческий, созидательный труд.

Сердцевиной материальной культуры являются орудия труда, техника. В современную эпоху материальной культурой становятся материализованные воплощения достижений науки.

Духовная культура представляет собой совокупность качественных достижений в области науки, искусства, образования, просвещения и др. К духовной культуре также следует отнести язык, речь, мышление (логику) и пр. Особым компонентом культуры выступает религия.

Между материальной и духовной культурой существует органическое единство.

Проведение типологизации культуры возможно по разным признакам.

Так, выделяют культуру различных наций и народностей (например, русская, татарская и др.).

В классово-антагонистическом обществе Ленин выделял существование двух культур в каждой национальной культуре: культуру господствующего класса и культуру трудящегося класса.

В соответствии с типами общественно-экономических формаций различают исторические типы культур: первобытную, азиатскую деспотического общества, рабовладельческую, феодального общества, буржуазную, социалистическую.

Особые классификации культур были предложены Данилевским, Шпенглером, Тойнби, Сорокиным, Гумилевым и другими философами истории и культурологами.

Все названные типы и виды культуры взаимосвязаны с единой, общей человеческой культурой.

Проведение аксиологического анализа, дающего оценку тому или иному явлению культуры (материальной и духовной), возможно с позиции потребностей и интересов различных социальных групп (скажем, классов или наций) или с общечеловеческих позиций. Отсюда социально-классовый, национальный и общечеловеческий подходы к явлениям культуры.

Особый интерес с аксиологической точки зрения представляет анализ форм духовной деятельности общества, или иначе - форм общественного сознания (и соответствующих форм культуры).

К ним относятся следующие формы:

1) политическая (политика),

2) правовая (право),

3) нравственная (мораль),

4) эстетическая (искусство),

5) научная (наука),

6) религиозная (религия),

7) философская (философия).

Эти формы получают оценку в плане добра и зла, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого, красоты и безобразия, истины и заблуждения и т. д.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: