Понятие ''ценность" обозначает какое-либо значение определенных явлений действительности для жизни человека и общества. Впервые это понятие встречается в XVIII в. у И.Канта.
Примеры ценностей: добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и ложь и т.п. В ценностях выражаются отношения долженствования: идеалы и нормы, цели и критерии человеческой деятельности.
' Оценочные ориентации человека в мире составляют его внутренний мир, делают человека индивидуальной, неповторимой личностью. Способность к оценке явлений формируется у человека вместе со способностью познания. Однако в гносеологии знания и ценности различаются: если знание стремится к объективности, то ценность имеет тенденцию к субъективности.
Сциентистско-гносеологическое (научно-познавательное) и аксиологическое (оценочное) начала составляют две взаимодополняющие стороны философии. Аксиологический аспект философии, ведущей поиск значений и смыслов бытия, придает ей особое назначение, превращает теоретическую философию в практическую философию.
Проблема ценностей была поставлена еще в античности Сократом, сформулировавшим вопрос: "Что есть благо?" Этот вопрос стал основным в теории ценностей, т.к. "благо" отражает самые общие представления о наиболее ценных свойствах действительности и результатах человеческой деятельности.
В понимании природы ценностей и их места в реальности сложилось два основных подхода.
1. Отождествление бытия и ценности, а соответственно этому -
онтологии и аксиологии. Этот подход был характерен для античной и средне
вековой философии, наделявшей этико-эстетическими и религиозными
ценностными характеристиками саму реальность, истинное бытие.
Для Платона высшие ценности содержатся в мире идеальных сущностей и служат образцом и идеалом для предметно-человеческого мира. Согласно схоластической философии средневековья абсолютной ценностью обладает духовная Божественная реальность, которая и есть Благо, Добро, Красота, Истина и т.п. Аналогичные взгляды на природу ценности развиваются во всей истории идеалистического рационализма, включая Гегеля и Кроче.
2. Разделение бытия и ценности, выведение аксиологии за пределы
онтологии. И.Кант первым противопоставил нравственность (в виде свободы)
природе (в форме необходимости), а долженствование - бытию. Это создало
предпосылки выделения аксиологии в качестве самостоятельного учения.,
Само учение о ценностях (аксиологию) разработал в середине XIX в. немецкий философ Рудольф Лотцеу который отождествлял бытие с эмпирическим существованием, а "объективную значимость" ставил выше бытия. Его ученик неокантианец Виндельбанд заявлял о дуализме мира действительности и мира ценностей (того, что есть, и того, что должно быть). Он говорил, что ценность - это не реальность, а идеал, носитель которого трансцендентальный (те. запредельный) субъект - "нормальное сознание". По мнению другого неокантианца Риккерта, ценность становится нормой, если с ней сообразуется субъект, тогда трансцендентное становится имманентным бытию.
Примечательно, что названные немецкие неокантианцы определяли философию как всеобщую науку о ценностях.
На рубеже XIX XX вв. аксиологическому трансцендентализму неокантианцев противостояли еще два аксиологических направления.
I
Представители натуралистического психологизма (Брентано, Мейнонг, Шелер и др.) развивали "материальную этику ценностей". Например, немецкий философ Ф.Брентано считал, что источник ценности в эмоциональных актах: ценности предпочтения - в любви, отрицательные ценности -в ненависти.
Немецкий философ В.Дильтей и его последователи разработали плюралистическое культурно-историческое понимание ценностей, согласно которому не существует одной "подлинной" системы ценностей, систем ценностей множество.